Методы обмана УО и ТСЖ со мошенниками

Деятельность УК

Компании, в том числе предлагающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, для привлечения клиентов порой действуют нечестными методами. В их арсенале псевдо-официальные рассылки в адрес УО и ТСЖ, заказные отзывы, даже вымогательство. Поговорим об этих методах введения в заблуждение и о том, как не быть обманутыми. 

Признаки нечестной рекламы в виде уведомлений 

Одним из популярных методов обмана и давления на потенциального клиента у компаний является рассылка лже-уведомлений: электронных или бумажных. Такая спам-рассылка обычно носит следующие признаки: 

  • нет конкретной информации о получаете письма, оно безличное, рассчитанное на массовое распространение; 
  • много общих ссылок на нормативно-правовые акты, без указания конкретных статей, например: «согласно жилищному законодательству», «как указано в постановлении Правительства № 354»; 
  • используются официальные бланки, печати, гербы, должности, а также штрих-коды и регистрационные номера; 
  • нет сведений и контактов исполнителя письма; 
  • размыто указываются нарушения и чётко – его последствия в виде штрафов; 
  • предложение обратиться за платной услугой, чтобы избежать штрафа. 

Одним из самых наглядных примеров таких поддельных уведомлений являются уведомления, рассылаемые коммерческими фирмами под видом официальных предупреждений о выходе из строя приборов учёта коммунальных ресурсов, необходимости их поверки или замены. 

Спам-рассылка от имени ГЖИ как способ ввести в заблуждение 

Порой спам-рассылка может быть сделана «от лица» надзорного ведомства, например, Государственной жилищного инспекции или органа местного самоуправления. Это придаёт информации в письме значимости и важности. 

В мае 2018 года управляющие организации и ТСЖ по всей стране получили письма в виде предписаний ГЖИ. Авторы письма требовали от УО, чтобы до конца месяца они получили класс энергоэффективности многоквартирным домам, находящимся у них в управлении. 

Предписания были оформлены с использованием государственной символики. Авторы писем ссылались на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ. За невыполнение требований, изложенных в письме, мошенники от имени ГЖИ грозили УО и ТСЖ штрафами от 25 000 до 250 000 рублей. В рассылке был указан телефон горячей линии для обращения за льготами на оформление паспорта энергоэффективности по одной из госпрограмм. 

ГЖИ Московской области, куда по поводу таких предписаний обратились управляющие организации и ТСЖ, опубликовала на своём сайте напоминание о том, что Кодекс об Административных Правонарушениях РФ не предусматривает штрафов за неприсвоение многоквартирному дому класса энергоэффективности. 

ГЖИ МО подчеркнула, что работы по определению класса энергетической эффективности выполняются ведомством на безвозмездной основе. Спам-рассылка с требованием получить для домов энергопаспорт была лишь способом ввести УО и ТСЖ в заблуждение, чтобы они воспользовались услугами отправителя письма. 

Лже-проверки и возмездные услуги Роспотребнадзора и МЧС 

Нередко мошенники представляются сотрудниками другого надзорного ведомства – Роспотребнадзора. Такие случаи фиксировались по всей стране: в Калининграде, Омске, Смоленске, Бурятии, Ставропольском крае. 

Мошенники под видом инспекторов Роспотребнадзора звонили в организации с предупреждением о предстоящей проверке в сфере защиты прав потребителей, санитарного и эпидемиологического контроля. Лже-сотрудники надзорного ведомства предлагали компаниям приобрести материалы по защите прав потребителей в обмен на положительные результаты предстоящей проверки. 

Проводили мошенники и сами проверки: в организации приезжали люди в форменной одежде Роспотребнадзора и выписывали штрафы в 3 000 – 5 000 рублей. Выплатить штраф можно было сразу, во время проверки. 

Роспотребнадзор массово распространил информацию о мошенничестве. Ведомство напомнило, что его сотрудники не оказывают платных услуг и не действуют на возмездной основе. 

О мошенниках, под видом сотрудников инспекции проверяющих соблюдение норм пожарной безопасности, сообщали региональные управления МЧС России. 

Вымогательство денег у ТСЖ по телефону 

ГЖИ Владимирской области распространила в СМИ предупреждение о мошенниках, под видом сотрудников ГЖИ вымогающих у ТСЖ деньги. 

Неустановленные лица звонили сотрудникам ТСЖ и от имени жилинспекции требовали предоставить на проверку документы, связанные с работой по управлению многоквартирным домом. Разговор всегда сводился к тому, что при переводе определённой суммы на счёт мобильного телефона результаты проверки будут положительными. 

ГЖИ Владимирской области напомнила управляющим организациям и ТСЖ о том, что все запросы в их адрес на предоставление документов направляются только официальными уведомлениями с подписями должностных лиц. Инспекторы ведомства никогда не запрашивают сведения по телефону. 

В Ленинградской области мошенники придумали новый способ обманывать председателей ТСЖ и руководителей управляющих организаций. Неизвестные приглашали представителей организаций ЖКХ в прокуратуру, а в день визита настойчиво просили пополнить счёт мобильного, чтобы можно было связаться с представителем ведомства. Такая ситуация произошла с 8 ТСЖ области.

Обман при размещении отзывов – для привлечения клиентов 

К нечестным методам привлечения клиентов и увеличения прибыли порой прибегают не только мошенники. Известен случай, когда на сайте компании, предлагающей услуги по размещению обязательной информации в ГИС ЖКХ, были размещены положительные отзывы с использованием фотографии председателей ТСЖ из разных регионов страны, но под вымышленными именами. 

Так были использованы фото помощника одного из депутатов Государственной Думы РФ и бывшего председателя ТСЖ г. Томска. А использование без разрешения чужих фотографий нарушает статьи 152.1 Гражданского Кодекса РФ «Охрана изображения гражданина». 

При этом отзывы на деятельность компании носят те же признаки, что и псевдо-уведомления от официальных служб: нет конкретных фактов об услугах, приведены только общие оценочные слова и речевые штампы. Например, «поможет повысить эффективность», «упростить работу», «всё системно и упорядоченно». 

Как не стать жертвами мошенников и не платить за бесплатное 

Чтобы не стать жертвами мошенников и предприимчивых компаний, управляющие организации и ТСЖ должны помнить: 

  1. Надзорные органы (ГЖИ, Роспотребнадзор, МЧС) не запрашивают документы и не уведомляют о проверках по телефону. Их взаимодействие с УО и ТСЖ происходит на основании официальных запросов и писем с подписями руководителей. 
  2. Любые предложения о предоставлении платных услуг перед или во время надзорных проверок – мошенничество и нарушение закона. 
  3. Если письмо, уведомление или предписание вызывает подозрение (отличается от ранее полученных писем, подписано неизвестным лицом), следует проверить его на признаки мошенничества: 
  • отсутствие конкретного адресата; 
  • отсутствие конкретных фактов; 
  • наличие общих фраз, общих отсылок на нормативно-правовые акты; 
  • отсутствие данных об исполнителе; 
  • наличие коммерческого предложения, платных услуг; 
  • большое количество печатей, штампов, гербов и другое. 

Если УО или ТСЖ получили уведомление или предписание с такими признаками, не следует звонить по указанным телефонам. Лучше обратиться в надзорное ведомство, от имени которого направлен документ, по официальным телефонам и уточнить, направляли ли они подобные документы. Также спорные письма можно показать юристам: они подтвердят или опровергнут изложенную в документе информацию.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий