- Новые СанПиН 2.1.3684-21 вызвали вопросы у организаций и экспертов ЖКХ
- Методические рекомендации с разъяснением отдельных положений СанПиН 2.1.3684-21
- Частота влажной уборки в МКД
- Содержание площадки для ТКО
- Программа контроля качества и безопасности воды
- Рекомендации носят необязательный характер, но УО должны исполнять требования СанПин 2.1.3685-21
Роспотребнадзор издал методические рекомендации по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований новых СанПиН 2.1.3684-21. Разберемся, как часто управляющие организации (далее УО) должны проводить влажную уборку в подъездах, как содержать контейнерную площадку с твёрдыми коммунальными отходами (далее ТКО) и многое другое.
Новые СанПиН 2.1.3684-21 вызвали вопросы у организаций и экспертов ЖКХ
СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу 1 марта 2021 года. В документе прописаны правила и нормы содержания территорий и помещений, контейнерных площадок, качеству воды, воздуха и почвы. Правила утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 и будет действовать до 1 марта 2027 года.
Новые правила и нормы напрямую касаются управляющих многоквартирными домами (далее МКД): организаций, ТСЖ и кооперативов. Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень их обязанностей.
Когда правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 были утверждены, новость о документе быстро распространилась в профессиональном сообществе и вызвала негативную реакцию экспертов, законодателей и организаций, работающих в сфере ЖКХ. Причиной тому стал п. 126 СанПиН 2.1.3684-21, где прописано требование к ежедневной влажной уборке мест общего пользования МКД с применением моющих и чистящих средств. Исполнение этого требования может привести к значительному росту размера платы за жилое помещение для собственников.
Об этом в Роспотребнадзор, Правительство и Госдуму России писали управляющие организации, законодатели и профильные ассоциации. Член партии «Единая Россия», депутат Мосгордумы Александр Козлов просил приостановить действие правил и доработать их вместе с экспертами ЖКХ.
В письме Минстрою РФ ведомство признало, что требование по ежедневной влажной уборке в МКД является технической неточностью. Ведь периодичность проведения уборки в доме определяют собственники помещений на общем собрании и отражается в договоре управления.
Методические рекомендации с разъяснением отдельных положений СанПиН 2.1.3684-21
Эту же точку зрения на толкование нормы об уборке Роспотребнадзор отразил в Методических рекомендациях от 17 мая 2021 года МР № 2.1.0246 – 21 (далее МР) по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, вошедших в СанПиН 2.1.3684-21 . Рекомендации коснулись и других пунктов документа, которые напрямую касаются работы управляющих домами.
Согласно п. 1.2 МР, нормы и правила могут использовать в своей работе граждане, юридические лица, ИП, органы власти и муниципалитеты, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции объектов. Документ содержит несколько тематических разделов. Среди них пояснения по содержанию городских и сельских территорий, обеспечению качества питьевой воды, содержанию зданий и помещений и обращению с ТКО.
Рассмотрим рекомендации, которые важны для управляющих домами в их работе по содержанию общего имущества собственников: кратности влажной уборки в доме и организации контейнерных площадок для ТКО.
Частота влажной уборки в МКД
В п. 8.2 МР Роспотребнадзор подробно остановился на определении периодичности влажной уборки полов в местах общего пользования многоквартирных домов. В п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что делать это следует с применением моющих и чистящих средств ежедневно. Но в МР ведомство отметило, что частота уборки должна соответствовать нормам жилищного законодательства.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ для надлежащего содержания общего имущества в МКД определяются и отражаются в:
- решении общедомовом собрании собственников при непосредственном управлении домом;
- договоре управления с УО;
- порядке, определенном в Уставе ТСЖ или кооператива;
- договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества согласно ч. 1.1 ст. 164 ЖК РФ;
- решении застройщика в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ.
При проведении санэпиднадзора за содержанием помещений общего пользования МКД Роспотребнадзор рекомендовал учитывать требования жилищного законодательства к кратности влажной уборки в домах.
Содержание площадки для ТКО
Второй важной темой, освещенной в МР, является использование и содержание контейнерных площадок для ТКО. В п. п. 2.4, 4.5 указано, что эти вопросы находятся в ведении их собственников, если иное не предусмотрено законом или договором.
Владельцам мест сбора ТКО следует соблюдать следующие рекомендации Роспотребнадзора:
- Нельзя промывать и дезинфицировать контейнеры прямо на площадках (п. 8.1 МР). Специальное место для этого должны определить органы местного самоуправления.
- Проводить уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки может собственник площадки самостоятельно или с помощью специализированных организаций.
- Кратность вывоза ТКО с мест их накопления зависит от температуры воздуха. При плюс 5°C и выше – раз в сутки. При плюс 4°C и ниже – не реже раза в трое суток.
В п. 2.1 МР Роспотребнадзор дал пояснения по оценке соответствия контейнерных площадок требованиям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такая оценка проводится согласно п. 2 правил обустройства мест накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039.
Заключение о соответствии площадки установленным требованиям составляет территориальный орган Роспотребнадзора, например, по запросу собственника площадки. Ведомство делает это при наличии сведений, позволяющих дать соответствующую оценку месту накопления ТКО (п. 2.2 МР).
Согласно п. 2.3 МР, заключение оформляется на бланке территориального органа Роспотребнадзора. Шаблон такого заключения представлен в приложении к МР:
Программа контроля качества и безопасности воды
Согласно п. 78 СанПиН 2.1.3684-21, управляющие организации должны проводить производственный контроль качества питьевой и горячей воды. Как отмечают специалисты, после устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях дома УО должна промыть и продезинфицировать систему водоснабжения с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды (п. 82 СанПин 2.1.3684-21).
Роспотребнадзор в п. 4.7 МР указал на то, что ИП и юрлица, эксплуатирующие системы водоснабжения, должны разрабатывать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды. В такой программе следует указать:
- перечень контролируемых показателей качества питьевой воды и их гигиенические нормативы;
- методики определения показателей;
- план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода и в точке, ближайшей к границе эксплуатационной ответственности дома;
- количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований, по каждому пункту отбора проб;
- календарные графики отбора проб воды и проведения их испытания.
Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально и указаны в приложении 2 к СанПиН 2.1.3684-21.
Рекомендации носят необязательный характер, но УО должны исполнять требования СанПин 2.1.3685-21
В п.п. 8.2–8.4 МР приведены ещё несколько интересных для руководителей УО рекомендаций Роспотребнадзора:
- При проведении оценки уровня шума в жилых помещениях применяются нормативы из п.п. 100, 104 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Дератизацию и дезинсекцию в местах общего пользования многоквартирных домов проводят УО, ТСЖ или кооперативы, а в помещениях МКД – собственники.
- В соответствии с п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений в МКД.
Отметим, что рекомендации любых министерств и ведомств, в том числе Роспотребнадзора, не являются нормативно-правовыми актами и не содержат обязательных для исполнения правил поведения. Как отметил Верховный суд РФ, они носят рекомендательный характер. Но при этом УО следует соблюдать нормы СанПиН 2.1.3684-21 – это обязательные требования к управляющим домами (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).