- Неприменение онлайн-касс при приёме платежей от граждан
- Обязаны ли ТСЖ и кооперативы применять ККТ при расчётах с жителями домов
- Использование контрольно-кассовой техники, предназначенной для расчётов в интернете
- Направление электронных чеков
- Есть ли требования к размеру шрифта в чеках
- Расчёты через сервис быстрых платежей
- Проверки использования контрольно-кассовой техники
- Письмо ФНС РФ от 11 июля 2022 года № ПА-19-20/161.
- Письмо Министерство экономического развития РФ от 20 июня 2022 года № Д24и-18794.
Управляющим организациям необходимо знать нюансы использования контрольно-кассовой техники, а именно онлайн-касс, и выдачи чеков, в том числе при приёме платежей за жилищно-коммунальные услуги онлайн.
Неприменение онлайн-касс при приёме платежей от граждан
С 1 июля 2019 года расчёты за услуги и работы, в том числе в сфере ЖКХ, должны вестись с помощью онлайн-касс, согласно части 2 статьи 1 № 337-ФЗ и части 4 статьи 4 № 192-ФЗ. Но до 1 октября 2020 года действовал мораторий на применение санкций в отношении предприятий ЖКХ, не использующих контрольно-кассовую технику при расчётах с гражданами.
С осени 2020 года за нарушения законодательства в сфере применения касс, УО могут привлечь к административной ответственности. Согласно части 2 статьи 14.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, за нарушение лицензионных требований на УО могут наложить штраф:
- для должностных лиц – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей;
- для юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчёта без применения кассы, но не менее 30 000 рублей.
Обязаны ли ТСЖ и кооперативы применять ККТ при расчётах с жителями домов
Для ТСЖ и кооперативов действуют отдельные требования по использованию контрольно-кассовой техники. Согласно части 13 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, такие объединения собственников освобождены от обязанности покупать и устанавливать онлайн-кассы для приёма членских взносов и платы от жителей за жилищно-коммунальные услуги.
Но действие этой статьи не распространяется на расчёты наличными деньгами и иные платежи. В таких случаях онлайн-касса нужна.
Использование контрольно-кассовой техники, предназначенной для расчётов в интернете
В письме от 16 июня 2022 года № 30-01-15/57115 Министерство финансов РФ рассказал о применении контрольно-кассовой техники, предназначенной только для расчётов в безналичном порядке в интернете. Это оплата счетов с электронных кошельков, виртуальных карт, через банкомат и интернет-банк.
В соответствии с частью 5 статьи 1.2 № 54-ФЗ, под такими расчётами понимают безналичную оплату работ или услуг без непосредственного взаимодействия покупателя с владельцем, пользователем кассы или устройством для расчётов. О том, что контрольно-кассовая техника нужна юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю только для приёма такой оплаты, необходимо сообщить при регистрации кассы, согласно части 2 статьи 4.2 № 54-ФЗ.
Зарегистрированная под таким типом контрольно-кассовая техника не может использоваться при непосредственном взаимодействии с покупателем, клиентом – только через интернет, дистанционно.
Если УО принимает платежи за жилищно-коммунальные услуги онлайн, а также в своих офисах через терминалы или наличными, то используемая касса не может быть зарегистрирована только для безналичных операций через интернет. Это будет нарушением законодательства.
Направление электронных чеков
В письме Министерства финансов РФ от 16 июня 2022 года № 30-01-15/57115 также дан ответ на вопрос, вправе ли продавец, поставщик услуг требовать от клиентов предоставить номер телефона или электронный адрес для направления ему электронных чеков. Эта тема стала особенно актуальной в марте 2022 года, когда резко взлетели цены на бумагу, а также появился дефицит чековой ленты.
Согласно части 2 статьи 1.2 № 54-ФЗ, пользователь контрольно-кассовой техники при расчётах с покупателем обязан предоставить ему кассовый чек одним из трёх способов:
- выдать на бумажном носителе;
- направить в электронной форме на абонентский номер, предоставленный клиентом до момента расчёта;
- переслать на адрес электронной почты, предоставленный покупателем заранее.
При этом продавец вправе предложить клиенту предоставить ему данные для направления чека в электронном формате. Исполнитель услуг, продавец не имеет права принуждать покупателя перейти на такой формат, в том числе требовать номер телефона или адрес электронной почты.
При расчётах онлайн без взаимодействия с клиентом владелец кассы должен принять меры для получения адреса электронной почты или номера телефона для направления чека.
Продавец может попросить контактные данные покупателя для отправки чека на этапе внесения реквизитов карты. При этом важно сделать поле «Получить квитанцию на электронную почту» необязательным для заполнения, иначе это будет нарушением законодательства.
УО, которая принимает оплату за ЖКУ на сайте, через личный кабинет, может прописать такое поле при регистрации пользователя: настроить подтверждение аккаунта через электронную почту. Также чеки могут автоматически подгружаться в личный кабинет жителя дома при оплате.
Есть ли требования к размеру шрифта в чеках
Теме кассовых чеков посвящено и письмо Федеральной Налоговой Службы РФ от 11 июля 2022 года № ПА-19-20/161. Служба ответила на вопрос о том, какого размера шрифт должен быть в чеке.
ФНС России отметила, что требования к кассовому чеку, бланку строгой отчётности прописаны в статье 4.7 № 54-ФЗ. Законодательством о применении контрольно-кассовой техники в настоящее время не установлен размер шрифта для печати данных на чеке.
Все реквизиты, содержащиеся на чеке, обязаны быть чёткими и легко читаемыми. Текст не должен стираться в течение не менее шести месяцев со дня выдачи бланка на бумажном носителе, согласно части 8 статьи 4.7 № 54-ФЗ. Поэтому продавец должен обеспечить такое качество печати, чтобы текст не стирался раньше времени.
Расчёты через сервис быстрых платежей
Ещё в одном письме от 15 июня 2022 года № ЗГ-3-20/6261@ ФНС России ответила на вопрос, нужно ли применять контрольно-кассовую технику при расчётах между организациями и индивидуальными предпринимателями через сервис быстрых платежей Банка России.
В соответствии с частью 9 статьи 2 № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника не применяется при безналичных расчётах между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Исключение из этого правила – если оплата происходит с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Это, как правило, платежи корпоративными банковскими картами через терминалы оплаты.
Электронное средство платежа являются банковские карты, клиент-банки, устанавливаемые на компьютер клиента, чтобы формировать платёжные поручения и в электронном виде пересылать их в банк для проведения платежей, сервис Яндекс.Деньги для платежей с виртуальной или пластиковой карты, система WebMoney и другие.
ФНС России отметила, что если при расчётах между компаниями и, или индивидуальными предпринимателями используется банковская карта и POS-терминал, операция должна быть зафиксирована кассовой техникой с выдачей чека. В иных случаях при безналичных платежах использовать онлайн-кассу не нужно. Данные правила касаются и компаний сферы ЖКХ, например, при их расчётах с подрядчиками.
Проверки использования контрольно-кассовой техники
Применение компаниями контрольно-кассовой техники является предметом государственного надзора. Особенностям таких проверок посвящено два летних письма – Министерства экономического развития РФ и ФНС России.
Разъяснения связаны с вступлением в силу для данного вида надзора Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ и появлением Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336. Постановление содержит мораторий на плановые проверки и ограничение на внеплановый контроль бизнеса в 2022 году.
Письмо ФНС РФ от 11 июля 2022 года № ПА-19-20/161.
Служба напомнила, что с 1 марта 2022 года все контрольно-надзорные мероприятия в сфере применения контрольно-кассовой техники проводятся в соответствии с требованиями № 248-ФЗ. При этом в соответствии Постановлением Правительства РФ № 336, внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в 2022 году налоговые органы проводят только в исключительных случаях по решению руководителя.
Нормы статьи 8 № 248-ФЗ предписывают надзорным органам чаще устраивать профилактические контрольно-надзорные мероприятия. Они снижают риск причинения вреда и ущерба ценностям, имуществу и жизни и являются приоритетными мероприятиями.
Письмо Министерство экономического развития РФ от 20 июня 2022 года № Д24и-18794.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 336, в 2022 году в рамках контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники допускается проведение внеплановых контрольно-надзорные мероприятия только при согласовании с органами прокуратуры. Ведомство в письме сформировало несколько правил таких проверок:
- Если прокуратура согласует проверку с взаимодействием с контролируемым лицом, то надзорный орган обязан оформить решение о проведении контрольно-нормативного мероприятия по типовым формам, согласно части 1 статьи 64 № 248-ФЗ. Формы утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2021 года № 151. Оформление такого решения в ином формате, в том числе в виде письма-поручения, недопустимо и противоречит требованиям № 248-ФЗ.
- В соответствии с частью 2 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ, выездное обследование проводится на основании задания, подписанного должностным лицом надзорного органа.
Если в ходе такого контрольно-надзорного мероприятия в рамках контроля за использованием касс выявлены признаки нарушения обязательных требований, то должностное лицо вправе незамедлительно провести контрольную закупку, согласно части 7 статьи 75 № 248-ФЗ, пункту 27 Положения о контроле от 28 февраля 2022 года № 272. При этом согласия на закупку от органов прокуратуры не требуется.