Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о защите жителей многоквартирных домов от шумных соседей. Суд установил, что региональный нормативно-правовой акт не регламентирует, кто должен составить протокол о нарушении гражданами закона о тишине. Органы власти субъектов РФ должны скорректировать соответствующие документы.
В суд обратился житель Москвы. В 2020 году он пожаловался в полицию на соседей, которые ночью громко слушали музыку и кричали. Полицейские отказались возбудить дело, поскольку посчитали, что граждан нужно привлечь за нарушение тишины и покоя по статье 3.13 Кодекса об Административных Правонарушениях Москвы, а это в полномочия полиции не входит. Прокуратура, куда пожаловался собственник, перенаправила заявление опять в полицию.
Суды отказались признать действия прокуратуры незаконными, и тогда москвич подал иск в Конституционный Суд РФ. Он просил проверить на соответствие Конституции России отдельные нормы Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», статье 28.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ и пункта 1 части 3 статьи 16.5 Кодекса об Административных Правонарушениях Москвы.
Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу и отметил, что протоколы об административных правонарушениях составляет полиция по соглашению с органами исполнительной власти регионов. Но в Москве для реализации этой нормы ведомства так и не подписали соглашение о совместном составлении протоколов. Фактически в столице нельзя возбудить дело об административном нарушении по статье 3.13 Кодекса об Административных Правонарушениях города.
В постановлении от 06.04.2023 № 15-П суд указал, что Конституции РФ в рассматриваемом деле не соответствует только пункту 1 части 3 статьи 16.5 Кодекса об Административных Правонарушениях Москвы. Органы власти столицы и субъектов России должны по требованию Конституционного Суда РФ внести изменения в свои локальные нормативно-правовые акты об административных правонарушениях. Также Конституционный Суд РФ постановил пересмотреть дело заявителя в суде общей юрисдикции.