Может ли ГЖИ исключить голоса собственников из кворума ОСС

ГЖИ

Управляющая организация подала заявление в Государственную жилищную инспекцию о внесении изменений в реестр лицензий. Ведомство отказало ей из-за неправомочности общего собрания собственников: по жалобе собственников их голоса были исключены из кворума. Компания подала иск, считая, что ГЖИ вышла за пределы своих полномочий. 

После жалобы собственников на подделку решений на ОСС ГЖИ исключил их голоса из кворума 

В одном из многоквартирных домов во Владивостоке работал жилищно-строительный кооператив. Собственник квартиры в этом доме инициировал общее собрание собственников, чтобы сменить форму управления на управляющую организацию. Согласно протоколу, в собрании приняли участие собственники с 55% голосов в доме. Управляющая организация обратилась в ГЖИ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, приложив протокол собрания. 

ГЖИ приостановила рассмотрение данного заявления, так как обнаружил в представленных сведениях противоречия. В это время в ГЖИ поступила коллективная жалоба председателя ЖСК: он от имени группы собственников многоквартирного дома указал, что управляющая организация подделала их голоса на собрании. 

В качестве доказательств председатель ЖСК приложил несколько бюллетеней: 

  • два из которых подписали не собственники, а их родственники; 
  • с ошибочной фамилией; 
  • датированные ранее дня начала общего собрания собственников. 

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 приказа № 938/пр, на основании этой жалобы надзорное ведомство провело внеплановую проверку результатов ОСС и исключила из итогового кворума голоса владельцев помещений, которые подали жалобу о подделке. В итоге кворум составил 44%, что является нарушением части 3 статьи 45 Жилищного Кодекса РФ

На этом основании надзорное ведомство отказало управляющей организации во внесении изменений в реестр. УО посчитала, что ГЖИ превысила свои полномочия, и обратилась в суд. 

ГЖИ должна выявлять признаки ничтожности общих собраний, в том числе по жалобам собственников 

Суд первой инстанции признал, что в компетенцию ГЖИ не входит определение подлинности голосований. Однако, как указано в пп. «е» п. 5 приказа № 938/пр, она должна выявлять признаки ничтожности решений общих собраний из-за отсутствия кворума. 

Такая же норма указана в пункте 2 статьи 181.5 Гражданского Кодекса РФ: решение общего собрания собственников помещений может быть признано недействительным вне зависимости от решения суда при отсутствии кворума. 

В рассматриваемом деле ГЖИ, приняв во внимание жалобу от собственников, в пределах своих компетенций и законодательства сделал вывод, что собрание не состоялось. 

В свою защиту истец привёл довод, что коллективная жалоба владельцев помещений оформлена не по закону, но суд его отклонил, так как для таких заявлений нет унифицированной формы. Также судья отметил, что права управляющей организации никто не ограничивает: в доме уже инициировано новое общее собрание, и если собственники её выберут без нарушений, то управляющая организация сможет управлять многоквартирным домом. 

В итоге инстанция не нашла в действиях ГЖИ превышения полномочий и подтвердила, что она действовала в рамках закона. Управляющая организация подала жалобы в апелляцию и кассацию, однако, решение осталось без изменений. 

Суды сошлись на том, что ГЖИ не может самостоятельно признать решение ОСС недействительным, но за ней остаётся право не вносить изменения в реестр лицензий в случае, если она обнаружит признаки ничтожности собрания. 

Верховный суд России отклонил жалобу управляющей организации, так как не обнаружил нарушений или ошибок в решениях коллег.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий