Управляющая организация должна ежегодно отчитываться перед собственниками о своей работе. Однако на практике отчетность управляющих организаций вызывает много вопросов.
Способ предоставления отчета
Управляющие организации в первом квартале каждого года предоставляет собственникам отчет о выполнении договора управления за прошлый год, а ещё размещает этот отчет в ГИС ЖКХ. При этом, согласно части 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, в договоре управления можно предусмотреть другой порядок отчетности.
Управление домом обеспечивается предоставлением собственникам отчетов об исполнении обязательств по управлению домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления, в соответствии подпункта «з» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению домами № 416.
Таким образом, как управляющая организация должна отчитываться по конкретному дому, надо смотреть в договоре управления с собственниками этого дома.
Часто собственники никак не пытаются влиять на условия договора управления перед тем, как утвердить его на собрании. Это приводит к тому, что условие об отчетности прописано так, как удобно самой управляющей организации.
Например, может быть прописано, что отчет составляется по форме, утвержденной в самой компании, размещается в ГИС ЖКХ, и при отсутствии возражений собственников в течении 5 дней с момента размещения считается принятым, а указанные в нем работы и услуги – выполненными в надлежащем качестве и полном объеме.
Среди собственников распространено заблуждение, что управляющая организация обязана отчитываться на общем собрании. Это справедливо лишь в случае, если это предусмотрено в договоре управления. Если там такого нет, то по Жилищному кодексу УК обязана лишь предоставить отчет удобным способом и разместить его в ГИС ЖКХ.
Форма предоставления отчета
Форму и содержание отчета можно поискать в договоре управления. Если ее там нет, или написано, что содержание отчета – по усмотрению управляющей компании, то на выходе может получиться абсолютно неинформативная для собственников табличка с несколькими цифрами.
Закон особых требований к форме отчета не предъявляет.
1. Раньше примерные пункты отчета содержались в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ №411/пр, но он отменен в конце 2018 года Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ № 696/пр. То есть он не действует больше двух лет. К сожалению, многие в интернете до сих пор на него ссылаются.
2. Есть «форма 2.8», которая утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ от 22.12.2014 № 882/пр.
С этой формой проблема в том, что она утверждена для раскрытия информации на сайте Реформа ЖКХ, а управляющие организации сейчас размещают сведения в ГИС ЖКХ. Этот приказ издан в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ 2014 года №988, которое утратило силу с 1 января 2021 года.
Сами утвержденные формы, в том числе форма 2.8, предназначались, чтобы детализировать виды информации, предусмотренные Стандартом раскрытия информации (постановление Правительства РФ № 731), который тоже официально утратил силу с начала этого года.
Тем не менее управляющие организации то ли по привычке, то ли в силу каких-то других причин часто используют именно эту форму.
3. Так как отчет размещается в ГИС ЖКХ, то про него указано в приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ №74, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ».
Смотреть нужно раздел 10, пункт 15, но там написано очень скромно – отчетность управляющих организаций состоит из отчета о выполнении договора управления, годовой бухгалтерской отчетности и еще нескольких строк:
Ответственность за неразмещение отчета в ГИС ЖКХ
Административная ответственность за неразмещение годовой отчетности в ГИС ЖКХ предусмотрена в части 2 статьи 13.19.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.
Наказание прописано только для должностных лиц:
«Неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации
лицами осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами,
— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей».
На практике ничего неожиданного – именно столько и назначают.
Иногда назначенные штрафы признают незаконными из-за процессуальных нарушений, в том числе при истечении срока давности.
Рекомендации управляющим организациям
Управляющая организация тоже должна быть заинтересована в том, чтобы отчетность была прописана в договоре управления. Это уменьшит разногласия с собственниками по форме отчета и порядку его предоставления.
В договоре можно предусмотреть, что отчет размещается в ГИС ЖКХ не в первом квартале, а, например, во втором. По желанию, срок отчетности можно подогнать к окончанию года фактического управления домом, чтобы потраченные деньги хорошо ложились на выполненный годовой перечень работ и услуг.