Рассмотрим проекты нормативно-правовых актов (далее НПА) за последние два года.
Повышающие коэффициенты и расчёт платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества
Проект постановления Правительства РФ в сфере использования повышающих коэффициентах при расчёте платы за коммунальные услуги (далее КУ) напрямую затрагивает интересы управляющих организаций (далее УО) (ID 02/07/04-21/00115370). Сейчас документ находится на общественном обсуждении.
Исполнитель КУ использует повышающие коэффициенты при расчётах индивидуального потребления в помещениях многоквартирных домов (далее МКД) в случаях, указанных в пункте 60 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354:
- если прошло три и более месяца с момента, когда индивидуальный прибор учета (далее ИПУ) вышел из строя или истёк срок его поверки;
- если собственник не разрешил проверить счётчик в квартире.
Тогда исполнитель рассчитывает плату за КУ исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5 к его стоимости.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ в проекте постановления предлагает обязать поставщиков холодной и горячей воды направлять разницу между стоимостью норматива и суммой с применением коэффициента на оплату сверхнорматива коммунального ресурса на содержание имущества за расчётный период.
Такое условие ведомство планирует прописать в пункте 22 Постановления Правительства РФ от № 124 и обязать ресурсоснабжающие организации (далее РСО) и УО, ТСЖ включать его в договор ресурсоснабжения. Подобная норма даст управляющим домами источник для оплаты сверхнормативного объёма коммунального ресурса на содержание общего имущества.
Заключение прямых договоров в домах с индивидуальным тепловым пунктом и штрафы за ошибки в расчётах
На рассмотрении Государственной Думы РФ находятся два законопроекта, которые касаются предоставления КУ и работы РСО:
Законопроект № 960730-7
Документ принят в первом чтении.
Группа депутатов предлагает урегулировать в НПА вопрос о возможности заключения прямых договоров в домах с индивидуальными тепловыми пунктами: закрепить в Жилищном Кодекса РФ право собственников помещений в таких МКД перейти на данные договоры с РСО.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в статье 157.2 Жилищного Кодекса РФ нет специальных правил, запрещающих или регулирующих заключение собственниками договоров напрямую с РСО в случае подготовки в МКД горячей воды с использованием оборудования индивидуальных тепловых пунктов или крышных котельных. Это приводит к неоднородной правоприменительной и судебной практике в данной сфере:
- Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ в письме от 04 февраля 2019 года № 3080-ОО/06 указал, что собственники помещений в домах с индивидуальными тепловыми пунктами могут заключить прямые договоры.
- Верховный суд РФ, разбирая дело № А17-8192/2019, посчитал, что это невозможно: услуги горячего водоснабжения в таких домах предоставляет лицо, осуществляющее эксплуатацию внутридомового оборудования для приготовления горячей воды.
Законопроект № 5795-8
Документ находится на первом чтении.
Государственное Собрание в октябре 2021 года внесло в Государственную Думу РФ законопроект с изменениями в Кодекс об Административных Правонарушениях РФ. Авторы отметили, что сегодня органы ГЖИ вправе наказать УО за ошибки в расчётах платы за КУ, согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Сделать это в отношении РСО ведомство не имеет право.
Законопроект в случае принятия устранит этот пробел. Документ предусматривает санкции в отношении РСО и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными услугами за неверный расчёт платы потребителей за коммунальные услуги.
Переход на закрытые системы теплоснабжения и штрафы за самовольное подключение к сетям
В соответствии с частью 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, с 1 января 2022 года по всей России открытые системы теплоснабжения в МКД должны быть заменены закрытыми. По этом поводу существуют сразу два проекта изменений в № 190-ФЗ:
- Дума Томской области предложила законопроект № 1212302-7, которым срок такого перехода переносится с 2022 на 2027 год. Авторы документа пояснили, что в некоторых регионах сложно провести эту работу, поскольку переход с открытых систем теплоснабжения на закрытые требует значительных финансовых затрат. Документ находится на первом чтении.
- Правительство России внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект № 1252382-7. Авторы документа предлагают отказаться от такой формулировки и закрепить в законе, что дом следует перевести на закрытую систему только в случае экономической эффективности таких мероприятий. Инициатива уже прошла первое чтение.
Законопроектом № 683798-7 Мурманская областная Дума планирует ввести единый подход к учету потерь ресурсов в сетях водо- и теплоснабжения в ходе установления региональных тарифов. Авторы считают, что установление нормативов потерь воды в централизованных системах приведёт к снижению расходов на электроэнергию и прочих затрат, что «отразится на конечном тарифе, устанавливаемом для потребителей» Документ находится на первом чтении.