Могут ли наказать УО, если подрядчик нарушает нормы содержания мусоропровода

Содержание МКД

Жители многоквартирных домов, где есть мусоропровод, часто жалуются на неприятный запах. Это происходит в результате нарушений содержания мусоропроводов. Как следствие, собственники квартир пишут жалобы в орган ГЖИ и после выписывают соответствующее наказание управляющей организации, несмотря на то, что за состояние мусоропровода отвечает подрядчик.  

УО должна не менее одного раза в месяц мыть и дезинфицировать ствол мусоропровода МКД

В одном из подъездов многоэтажного дома Тольятти жители заметили неприятный запах. После жители направили свою жалобу в орган ГЖИ. На основании жалобы был проведена проверка МКД. В результате проверки было выявлено, что запах, на который жаловались собственники квартир шел из мусоропровода, который был переполнен. Так управляющей организации следует:

  1. Производить своевременное опустошение мусоропровода, в случае его засора (п. 14 Минимального перечня № 290); 
  2. Мыть и дезинфицировать не менее одного раза мусоропровод (п. 132 СанПиН 2.1.3684-21, п. 5.9.20 Правил № 170). 

После проверки дома ГЖИ выписала штраф УО в размере 125 000 рублей за нарушение лицензионных требований, согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Однако УО не согласилась с предъявленным обвинением и штрафом, и решила обратиться в суд (дело № А55-31002/2022).

УО нанимает подрядные организации для содержания общего имущества дома 

В первой инстанции УО настаивала на необходимости снижения суммы наложенного штрафа, утверждая, что из-за значительной задолженности собственников по жилищно-коммунальным услугам она оказывается в убытке. Более того, председатель Совета многоквартирного дома положительно оценивает работу компании, а уборка подъездов осуществляется строго по установленному графику.

Истцом были предоставлены документы от подрядной организации, которая выполняла работы по очистке и дезинфекции мусоропровода. Тем не менее, суд указал на то, что УО, независимо от выполненных работ, обязана:

— обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания граждан в МКД, а также надлежащим образом поддерживать общее имущество (в соответствии со статьей 161 ЖК РФ и пунктами 10 и 11 Правил № 491);

— отвечать за качество услуг и работ в рамках договора управления, включая те, что предоставлены сторонними подрядчиками (по статье 162 ЖК РФ).

Судья пришел к выводу, что у управляющей организации была возможность своевременно удалить мусор из контейнеров, но она эту возможность проигнорировала. В связи с этим не нашлось оснований для признания нарушения малозначительным. В итоге, штраф, наложенный Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ), остался в силе согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях КоАП РФ.

Нарушение санитарных норм при содержании мусоропровода создает угрозу жизни и здоровью жителей

Организация продолжила борьбу с решением суда, обжаловав его в апелляционной инстанции. В своих доводах она опиралась на два ключевых момента:

1. Процедурные нарушения. УО утверждала, что перед привлечением к ответственности ГЖИ должна была составить протокол об административном правонарушении и уведомить их об этом, ссылаясь на Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ и пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Этот довод подразумевал, что отсутствие протокола нарушает их права и затрудняет защиту интересов УО.

2. Признание малозначительности нарушения. УО также утверждала, что нарушение произошло впервые и, следовательно, может быть признано малозначительным, что дало бы основание заменить штраф на предупреждение, ссылаясь на статью 2.9 и часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Однако апелляционный суд, внимательно изучив доводы истца, отклонил оба аргумента. Судья указал на то, что ситуации, связанные с сильным запахом в подъезде и переполненным мусоропроводом, представляют собой угрозу для жизни и здоровья жильцов МКД. В этой связи нарушения санитарных норм являются серьезными, и легкомысленное отношение к ним невозможно рассматривать как малозначительное, что подтверждается пунктом 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10.

Суд подчеркнул, что требования к УО включают обязательство по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания, а значит, в данной ситуации УО не могла избежать ответственности. 

Несогласие УО с выводами судьи не дало оснований для отмены решения первой инстанции, а удостоверение апелляционного суда о том, что наказание оправдано, было поддержано и кассационной инстанцией. Таким образом, решение осталось в силе, и УО не смогла обосновать свою позицию о малозначительности правонарушения или о том, что процедуры, предусмотренные законодательством, были нарушены. 

Эта ситуация служит важным напоминанием для управляющих организаций о необходимости строго следовать санитарным нормам и поддерживать надлежащие условия для жителей, чтобы избежать административной ответственности.

При некачественном содержании мусоропровода нарушение не может быть малозначительным 

Суды действительно могут признать определенные нарушения малозначительными, если они отвечают определенным критериям, таким как отсутствие угрозы для жизни и здоровья граждан, быстрое устранение проблемы и разовый характер инцидента.

Однако, как показано на примере дела с неприятным запахом из мусоропровода, нарушения, связанные с санитарными условиями, которые могут угрожать здоровью жильцов, не могут быть признаны малозначительными. Это утверждение базируется на важности защиты здоровья граждан и соблюдения санитарных норм, которые обеспечивают нормальные условия жизни. Судебная практика подтверждает критическую роль таких норм в обеспечении благоприятной среды для проживания.

В деле № А56-30008/2023 также поднимались похожие вопросы, где подтопление подвала и запах канализации стали следствием невыполнения обязательств управляющей организации. Суд, рассматривая эти обстоятельства, пришёл к выводу, что подобные нарушения являются существенными и требуют ответственности со стороны управляющего.

Таким образом, для управляющих организаций важным является не только соблюдение лицензируемых норм, но и принятие мер по существу для предотвращения и быстрого устранения потенциальных нарушений. Суды, как правило, рассматривают не только факт нарушения, но и его последствия, что может значительно повлиять на их решение.

Эта практика также служит напоминанием для управляющих организаций о необходимости постоянного контроля за состоянием жилых помещений и своевременного реагирования на возникающие проблемы, чтобы избежать не только юридических последствий, но и, что более важно, угрозы для здоровья жильцов.

Чтобы не нарушать нормы по содержанию мусоропровода можно предложить жильцам просто его заварить  

Неприятный запах из мусоропровода – это не только вопрос комфорта жильцов, но и соблюдения санитарных норм, по которым УО обязаны следить. Чтобы предотвратить подобные ситуации и снизить количество жалоб, УО следует предпринять ряд мер.

1. Регулярное обслуживание и контроль

   — УО необходимо соблюдать установленные сроки обслуживания мусоропровода. Составление актов о выполненных работах позволит документально фиксировать проверки и очистку.

   — Важно реагировать на жалобы жителей о неприятном запахе. Это может быть сигналом о необходимости более частой уборки или выявлении засоров.

2. Пересмотр графика вывоза отходов

   — Увеличение кратности вывоза мусора и проведения мероприятий по мытью и дезинфекции мусоропровода может значительно улучшить санитарное состояние.

3. Контроль качества работ подрядчиков

   — УО должна уделять внимание проверке качества работ, выполненных подрядчиками, особенно в вопросах, касающихся уборки и санитарной обработки мусоропроводов.

4. Инициирование общего собрания собственников (ОСС)

УО имеет право инициировать ОСС с целью обсуждения возможности заваривания мусоропровода. Однако следует обратить внимание на то, что такая мера может вызвать неоднозначную реакцию со стороны жителей. 

5. Информационная работа среди жителей

   — Прежде чем инициировать собрание, важно провести разъяснительную работу. Это поможет собственникам понять плюсы и минусы закрытия мусоропровода.

Преимущества закрытия мусоропровода:

1. Переход на раздельный сбор отходов

   — При отсутствии мусоропровода жильцы могут быть более склонны к раздельному сбору мусора, используя специальные контейнеры.

2. Проведение преобразований в помещениях

   — Освободившееся пространство можно использовать для создания колясочных или других полезных помещений, таких как точки для хранения велосипедов.

3. Борьба с антисанитарией

   — Закрытие мусоропровода может помочь минимизировать случаи антисанитарии, так как мусор не будет накапливаться и издавать неприятные запахи.

Таким образом, важно не только устранить текущие проблемы с эксплуатацией мусоропровода, но и проактивно подойти к решению вопроса о его закрытии. Обсуждение таких мер на ОСС с учетом мнения жильцов поможет найти наиболее оптимальное решение, которое будет учитывать интересы всех собственников в доме.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий