Изменения в сфере лицензионного контроля работы УО

ГЖИ

Правительство РФ выпустило новое постановление, которое упорядочило лицензионный контроль за работой управляющих организаций (далее УО). Разберемся, как надзорные органы будут проверять работу УО и с какой периодичностью. 

Порядок проведения лицензионного контроля 

С 1 марта 2022 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 5 февраля 2022 года №117. Новый документ внес много изменений в старое постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110 в сфере проведения лицензионного контроля за работой УО. После вступления  в силу постановления, полномочия по контролю будут разделены между ГЖИ и региональным лицензионным контролем. 

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 117, плановые проверки в рамках лицензионного контроля будут проводиться по обновленным положениям постановления №1110, в котором появятся новые разделы.

Изменение общего положения 

С 1 марта органы лицензионного контроля будут проверять деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, контролировать работу ТСЖ, кооперативов и ресурсоснабжающих организаций в рамках таких надзорных мероприятий, ГЖИ не могут.

Список объектов для проверки ГЖИ будет брать из ГИС ЖКХ, а процесс лицензионного контроля должен соответствовать нормам Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ

Категория риска и частота плановых проверок УО

Для проведения плановых проверок ГЖИ должна применять систему оценки и управления рисками причинения вреда или ущерба. В соответствии с пунктом 31 Постановления №1110 и Положения о контроле, все УО будут разделены по двум признакам:

  1. По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий, которые могут наступить при несоблюдении лицензионных требований – группы тяжести «А» и «Б». В группу «А» войдут УО, которые управляют домами с лифтами и газовым оборудованием. Остальные попадут в группу «Б». 
  2. По степени вероятности совершения нарушений – № 1 и № 2. Управляющая организация попадает в группу «1», если у неё за последние два года есть неисполненное вступившее в силу постановление об административных правонарушениях по ч. ч. 2 и 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Остальные попадут в группу «2». 

В зависимости от группы тяжести и вероятности нарушений все УО будут отнесены к категории риска: 

  • высокий − А1;
  • средний − А2;
  • умеренный − Б1;
  • низкий − Б2.

Согласно п. 32 Положения о контроле, от категории риска зависит частота проведения плановых контрольных мероприятий: 

  • высокий риск – один раз в 3 года; 
  • средний риск – один раз в 4 года; 
  • умеренный риск – один раз в 5 лет;
  • низкий риск − планово не проверяются. 

Профилактические мероприятия для УО 

Стимулировать УО добросовестно соблюдать лицензионные требования и информировать о них − основные обязанности надзорных органов. Согласно пункту 34 Положения о контроле, надзорные органы должны разработать специальную программу профилактических мероприятий, включив в неё: 

  • информирование − обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережения, которое можно оспорить в течение 15 рабочих дней со дня получения; 
  • консультирование по лицензионному контролю, его предмету и профилактическим мероприятиям;
  • профилактические визиты в отношении новых УО и тех, что находятся в категории высокого риска

Плановые проверки с УО или без него 

Контрольные мероприятия по надзору могут проводиться с представителями УО или без них.

Взаимодействие ГЖИ с УО должно быть при инспекционных визитах, документарной и выездной проверках. Инспекторы могут проводить осмотры и опросы, требовать письменные пояснения и документы, а при выезде – организовать экспертизу или инструментальное обследование дома, его отдельных элементов. 

Без взаимодействия с УО инспекторы организуют наблюдение за соблюдением им лицензионных требований, например, проверяют полноту и своевременность заполнения ГИС ЖКХ, или выездное обследование без информирования компании. 

Результат проверки

В разделе VI Положения о контроле прописаны правила составления акта контрольного мероприятия, который необходимо выдать в день окончания проверки или надзорного мероприятия. Акт необходимо подписывать представителю надзорного органа и директору УО. Если представитель УО откажется подписать акт, то сотрудник ведомства отмечает это в акте. 

Согласно пункту 57 Положения о контроле, при выездной проверке или визите сотрудники надзорного ведомства вправе использовать фото и видеосъемку, аудиозапись для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований. Такие файлы становятся приложениями к акту проверки. 

Если при контрольном мероприятии выявлены нарушения лицензионных требований, то уполномоченное лицо оформляет акт и после этого выдаёт УО предписание об их устранении с указанием срока исполнения. 

Вывод

1 марта всем УО присвоят категорию риска.  Следовательно, ГЖИ будет чаще проверять категория высокого и среднего риска. Проверки могут проходить с представителями УО и без них. Следует учесть, что орган лицензионного контроля может провести выездное обследование без информирования об этом УО. 

В какую категорию риска попадет ваша управляющая компания после 1 марта 2022 года? Чтобы не получить предписание по заполнению ГИС ЖКХ, обратитесь в компанию «Технология и Сервис» и наши специалисты заполнят систему в самые короткие сроки!

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий