Депутатами одной из фракций Государственной думы Российской Федерации был разработан законопроект, принятие которого поспособствует существенному повышению штрафов не только для снабжающих ресурсами организаций в сфере ЖКХ, но и для должностных лиц данных компаний в случае предоставления услуг, несоответствующих требованиям качества. При этом, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации все изменения, предлагаемые для внесения в КоАП РФ, уже поддержаны.
Действующие на данный момент правила
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией ст. 7.23 КоАП РФ, при нарушении нормативов по обеспечению населения предоставляемыми ЖКХ услугами, на законодательном уровне предусмотрены следующие штрафы:
- управляющая компания – 250-300 тысяч рублей;
- поставщик ресурса – от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо – 500-1000 рублей.
Члены фракции «Единая Россия» Государственной Думы Российской Федерации полагают, что при таком подходе снабжающим ресурсами организациям наиболее выгодно с экономической точки зрения выплачивать уже назначенные суммы штрафов, а не заниматься ремонтными работами и модернизацией эксплуатируемых систем или сетей.
Вносимые на рассмотрение поправки
Согласно разработанному депутатами законопроекту предлагается внести в действующий КоАП РФ ряд изменений с целью повышения размеров административного наказания за нарушения в плане качества предоставляемых коммунальных услуг. Таким образом, после того, как данный проект будет принят на законодательном уровне, сумма штрафов изменится.
Первое привлечение к ответственности:
- Ресурсоснабжающие организации – 30-50 тысяч рублей;
- Руководители ресурсоснабжающих организаций – 5-10 тысяч рублей.
Повторное аналогичное нарушение с привлечением к ответственности:
- Юридическое лицо – до 200 тысяч рублей.
- Должностное лицо – до 30 тысяч рублей.
По мнению авторов рассматриваемого документа, данный законопроект уже получил более шестидесяти положительных отзывов со стороны субъектов Российской Федерации, что напрямую связано с существующей на сегодняшний день острой проблемой недостаточно высокого качества коммунальных услуг (КУ), предоставляемых ресурсоснабжающими компаниями. Этот документ предполагается направить на обсуждение в экспертное сообщество.
Качество предоставления КУ
В многоквартирных домах (МКД) ответственность за показатели качества предоставляемых КУ на сегодняшний день несут не только ресурсоснабжающие, но и управляющие компании, включая наличие прямых договоров между собственниками и поставщиками ресурсов. В соответствии со ст. 161 ЖК, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за качественные показатели предоставляемых ресурсов до границ общедомового имущества многоквартирного дома и границ балансовой принадлежности инженерных коммуникаций. Любые другие части относятся к зонам ответственности управляющей компании.
В условиях наличия прямых договоров с ресурсоснабжающими компаниями все жалобы, которые касаются качества предоставляемых услуг, поступают от жителей многоквартирных домовладений в управляющие организации в соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК. Управляющая организация и товарищество собственников недвижимого имущества в подобном случае служат своеобразным «единым окном». Кроме всего прочего, при наличии прямого договора с ресурсоснабжающими компаниями, именно эта организация несёт ответственность за сохранение в рабочем состоянии внутридомовых коммуникационных сетей вплоть до границы балансовой принадлежности.
Особенности прямого договора
В настоящее время даже оформление прямых договорных отношений не снимает с управляющих компаний ответственности за качество предоставляемых услуг. Существует целый ряд ситуаций, касающихся возмещения ущерба и выполнения перерасчёта за предоставляемые коммунальные услуги ненадлежащего качества в условиях наличия договорных отношений с управляющей и/или ресурсоснабжающей компаниями. При наличии договора по МКД, заключённого с управляющей организацией, именно этой компанией возмещается полная сумма причинённого ущерба в виде перерасчёта оплаты за коммунальные услуги, погашения убытков и/или морального вреда (п. 98 ПП РФ № 354).
Если собственниками многоквартирных домов заключён прямой договор с ресурсоснабжающей компанией, то данная организация занимается вопросами перерасчёта в соответствии с актом или заключением об оказании некачественной услуги непосредственно на входе в домовладение. При этом, отсутствие подтверждающего заключения или акта позволяет потребителям предъявить претензии или жалобы о предоставлении недостаточно качественных коммунальных услуг только в адрес управляющей организации с требованием возмещения убытка и морального вреда.