Депутаты регионов представили в Госдуму России новый законопроект, касающийся изменений в лицензировании управления многоквартирными домами. Законодатели предлагают изменить перечень категорий лиц, которые могут заниматься этой деятельностью, сократив его. Кроме того, в проекте прописаны новые правила, касающиеся аннулирования лицензий управляющих организаций, что должно повысить эффективность контроля в этой сфере и улучшить качество услуг для жильцов.
В базе Госдумы РФ зарегистрировали проект постановления № 812891-8, касающийся изменений в Жилищном кодексе Российской Федерации, разработанный депутатами из Брянской области. Авторы этого законодательного предложения настаивают на необходимости исключения категории «индивидуальный предприниматель» из числа тех, кто может претендовать на получение лицензии для управления многоквартирными домами.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что во многих регионах индивидуальные предприниматели, даже имея на руках такое разрешение, фактически не занимаются данной деятельностью.
В соответствии с действующим законодательством, в качестве субъектов для управления многоквартирными домами рассматриваются только «организации» — юридические лица с соответствующими правами и обязанностями. Напротив, индивидуальный предприниматель является физическим лицом, что несет определенные риски: он может бесконтрольно снимать и использовать средства со счетов на личные нужды, а не на выполнение работ и предоставление услуг по управлению домами. Это создает вероятность нецелевого расходования ресурсов и может негативно сказаться на качестве услуг для жильцов.
Законодатели Брянской области выдвинули дополнительные инициативы, касающиеся упрощения процедур, связанных с лицензированием УО.
Они также обратили внимание на текущие сложности, связанные с аннуляцией лицензий на управление многоквартирными домами, которые возникают из-за длительных процедур и частых затяжек судебных разбирательств.
В связи с этим предложено, чтобы аннулирование лицензии происходило по решению лицензионной комиссии органа ГЖН. Это, по мнению авторов проекта, должно ускорить процесс и повысить эффективность контроля за деятельностью УО.
В документе также содержится ряд предложений, направленных на улучшение системы управления многоквартирными домами:
1. Обязанность регистрации УО как юридического лица: Авторы проекта считают необходимым закрепить в Жилищном кодексе обязанность для УО регистрироваться как юридические лица на территории того субъекта Российской Федерации, в котором они были лицензированы. Это позволит установить более строгий контроль за деятельностью организаций и улучшит взаимодействие между ними и местными органами власти.
2. Новое требование в ст. 193 ЖК РФ: Законодатели предложили внести в статью 193 Жилищного кодекса новое требование о том, что в реестре УО не должно быть информации о прекращении лицензии из-за непродления срока её действия. Это нововведение позволит исключить ситуации, когда УО продолжает действовать, несмотря на отсутствие действующей лицензии, что может привести к правовым и финансовым рискам для жильцов.
Эти предложения имеют цель не только упрощение и ускорение процедур регистрации и аннулирования лицензий, но и повышение уровня ответственности управляющих организаций перед собственниками жилья. Законодатели фактически стремятся создать более прозрачные и безопасные условия для управления многоквартирными домами, что, в свою очередь, повысит качество предоставляемых услуг и защиту прав граждан.
Законопроект № 812891-8, который был инициирован для улучшения управления многоквартирными домами и упрощения процедур лицензирования УО направили на оценку в комитет Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.