Разберемся, за что надзорное ведомство может наказать управляющие организации и товарищества собственников жилья? Судебная практика.
Не «жилищные» статьи КоАП РФ
Ситуации, когда управляющих домами привлекают к административной ответственности и штрафуют за нарушения в содержании и ремонте общего имущества, предоставлении коммунальных услуг, – типичны для сферы ЖКХ. Но в судебной практике можно найти случаи, когда УО или ТСЖ оштрафовали за редкое нарушение не по «жилищным» статьям:
- Россельхознадзор наказал УО из Севастополя по статье 10.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ – за то, что на придомовой территории гусеницы сильно повредили деревья и кустарники.
- УФАС наказало УО из Пензы по статье 14.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ – за рекламу услуг регоператора по обращению с ТКО на общей для них квитанции.
- Представителей УО оштрафовали по части 1 статьи 5.61 Кодекса об Административных Правонарушених РФ – за оскорбление собственников на личной встрече и во время ОСС.
Дополняем подборку таких примеров новым делом № А12-19260/2021, где ТСН было привлечено к ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.
Непредоставление первичных статистических данных
Территориальный орган Росстата по Волгоградской области не получил в установленный срок данные о работе одного из ТСН за январь-март 2021 года – сведения пришли на 10 дней позднее и содержали ошибки.
Надзорный орган составил протокол и привлёк товарищество к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. ТСН получило штраф в 20 000 рублей. Объединение не согласилось с действиями службы статистики и подало иск в суд, требуя признать протокол недействительным и аннулировать штраф.
Дело дошло до Верховного суда России, и все инстанции решали два вопроса:
- совершило ли ТСН вменяемое ему нарушение;
- можно ли признать его малозначительным и отменить штраф.
Рассмотрим ниже аргументацию судей, которые приняли единодушное положительное решение по обоим вопросам, согласившись с позицией первой инстанции.
Данные о работе по форме № 22-ЖКХ (жилище)
Суд первой инстанции по первому вопросу отметил, что по части 1 статьи 13.19 наказывают респондентов, которые не предоставили данные в орган статистического учёта или направили их несвоевременно.
Предоставление таких данных регулирует Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ. Согласно части 1 статьи 8 № 282-ФЗ, респонденты обязаны безвозмездно направлять в службы статистики первичные и административные сведения, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Такая информация предоставляется безвозмездно в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 620. В соответствии с пунктом 4 Положения, респонденты обязаны это делать по установленным формам федерального статистического наблюдения, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Одна из таких форм касается работы УО, ТСЖ и кооперативов – № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, в условиях реформы». На момент рассмотрения дела она была утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2020 года № 383. Её направляют все организации из данной сферы в территориальный орган Росстата на 30 день после отчётного периода – до 30 апреля. Актуальная на июнь 2022 года форма № 22-ЖКХ (жилище) согласно приказу Росстата от 30 июля 2021 года № 464.
Суд установил, что ТСН-истец предоставил данные по этой форме за январь-март 2021 года не 30 апреля, как установлено приказом № 383, а только 10 мая. Таким образом, товарищество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учёта. Привлечение ТСН к ответственности суд признал законным.
Уважительные причины
Второй вопрос, который разобрали суды в деле № А12-19260/2021, состоял в том, можно ли применить статью 2.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ и признать нарушение ТСН малозначительным и в соответствии со статьей. 4.1.1 кодекса заменить штраф на предупреждение.
Судьи отметили, что товарищество:
- не проявило должной степени осмотрительности для соблюдения требований законодательства;
- не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств для малозначительности правонарушения;
- без уважительных причин не исполнило обязанность, что помешало Росстату своевременно обработать информацию и сформировать достоверные официальные статистические данные.
В рассматриваемом случае, как указала первая инстанция, освобождение ТСН от ответственности не оправдано: это бы способствовало распространению в обществе «правового нигилизма». При определении меры наказания Росстат учёл все обстоятельства и назначил минимальные санкции − штраф 20 000 рублей.
Апелляция и кассация, куда с жалобой обратилось ТСН, поддержали коллег. ВС РФ не нашёл оснований для рассмотрения жалобы товарищества на решения инстанций.
На заметку
Управляющие организации и ТСЖ стараются выполнять требования жилищного законодательства, чтобы не получить предписание и штраф. Но им нужно помнить и об иных обязанностях, возложенных на них различными нормативно-правовыми актами. Такие обязанности могут не касаться управления и содержания дома, но есть вероятность, что их несоблюдение приведёт к крупному штрафу.