В 2025 году ужесточился надзор за управляющими организациями со стороны ГЖИ. Например, в Тюменской области одну из УО оштрафовали на 150 тысяч рублей за несоблюдение требований по оповещению жителей о сроках выполнения заявки. В статье — разбор судебного решения и меры по улучшению работы АДС.
В ГЖИ Тюменской области получили жалобу на поломку общего имущества в доме. Инспектор решил проверить эту жалобу и позвонил в аварийно-диспетчерскую службу (АДС) управляющей организации. Он сообщил о проблеме с водосточной системой. Заявку приняли, но не сказали, когда её устранят.
На следующий день житель, в присутствии инспектора, снова позвонил в АДС, но результат был тот же — сроки ремонта не назвали.
Управляющая организация нарушила требования пунктов 17(2) и 13 Правил № 416 управления многоквартирными домами, что выразилось в:
− ненадлежащем содержании общего имущества МКД;
− непредоставлении аварийно-диспетчерской службой информации о сроках выполнения заявок.
Эти нарушения и послужили основанием для штрафа со стороны ГЖИ.
После этого организация подала иск в суд, пытаясь оспорить постановление. УО утверждала, что при проверке были допущены нарушения, однако суд отказал в отмене штрафа.
Суд указал, что первый звонок от ГЖИ — это просто уточнение информации. Если кто-то сообщил о нарушении, проверяющий звонит, чтобы понять: правда это или нет. Если что-то неясно — может попросить объяснений, согласно закона № 248-ФЗ.
Второй звонок не был отдельной проверкой, которую проводил инспектор. Он был сделан жителем во время внеплановой проверки.
Суд отклонил довод управляющей организации о выполнении заявки, поскольку факт проведения работ не исключает нарушения — абоненту не были разъяснены установленные сроки устранения неполадок.
В частности, согласно приложению 2 к Правилам эксплуатации жилищного фонда № 170, максимальный срок устранения повреждений при внеплановом текущем ремонте, таких как неисправности системы водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, ослабление их креплений), составляет 5 суток.
Таким образом, даже выполненные работы не снимают с УО обязанности информировать заявителей о регламентных сроках.
Что исправить или внедрить в работу аварийной службы?
На сегодняшний день закон требует, чтобы диспетчеры не только принимали заявки от жителей, но и фиксировали их в программе, сообщали причину, сроки выполнения заявки. А также следует вести запись звонков, на случай, если возникнут спорные ситуации.
Меры, которые рекомендуем внедрять в вашу аварийно-диспетчерскую службу:
− Автоматизация процессов – внедрение CRM с уведомлениями о сроках выполнения работ.
− Повышение квалификации диспетчеров – регулярное обучение, согласно требованиям ст. 13 Правил №416.
− Запись всех телефонных разговоров.
− Ведение электронного журнала заявок с фиксацией сроков ремонта.
Эти меры помогут снизить риски нарушений и избежать штрафных санкций.
Приведем пример: Одна из управляющих организаций Краснодарского края столкнулась с внеплановой проверкой ГЖИ. Один из жителей дома обратился с жалобой в надзорный орган и сообщил о проблеме горячего водоснабжения. Также житель указал на то, что всегда сложно дозвониться в диспетчерскую УО. Инспектор ГЖИ взял в работу поступившее обращение и решил проверить, действительно ли жалоба собственника обоснована.
На следующий день инспектор самостоятельно от лица жителя совершил несколько звонков в диспетчерскую и сообщил об отсутствии горячей воды. В ходе проверки сотрудник ГЖИ не заметил нарушений, о которых сообщил собственник МКД. Далее инспектор запросил у УО информацию по заявке жителя, чтобы проверить, насколько быстро ему ответили и как решили его проблему.
УО предоставила запись звонка диспетчера с заявителем. В записи было слышно, что диспетчер отработал заявку, в соответствии с требованиями законодательства. Не было долгой задержки на линии, заявка зафиксирована, сообщена причина и сроки устранения неполадок.
В этой связи жалоба жителя оказалась неправомерной, и УО, предоставив все необходимые доказательные сведения, смогла избежать штрафа в 50.000 тысяч рублей.
Избежать нарушений помогла готовая диспетчерская система «АДС365» от компании ООО «Технология и Сервис».
«АДС365» — облачная диспетчерская система, которая автоматизирует процессы обработки заявок и упрощает взаимодействие с жителями.
Преимущества сервиса:
− Более 50 обученных диспетчеров обрабатывают обращения жителей круглосуточно.
− Обработка обращений менее одной минуты.
− Моментальная передача заявки исполнителю.
− Информирование о статусе заявки и сроках её выполнения.
− Запись и хранение всех разговоров в течение года.
− 2 бесплатных мобильных приложения для исполнителей и жителей.
Почему это работает?
АДС365 — это не просто инструмент, а комплексное решение, которое помогает управляющим организациям:
− Экономить время и ресурсы.
− Повышать качество обслуживания.
− Строить доверительные отношения с жителями.
− АДС365 поможет вам избежать штрафов и обработать все заявки ваших жителей.
Оставьте заявку, и мы проведём для вас демонстрацию системы.