Индикаторы риска нарушений для проведения внеплановых проверок органами ГЖИ

Законодательство в сфере ЖКХ

Индикаторы риска нарушений обязательных требований, как термин, прописан в законодательстве уже давно, а именно в 2017 году. Но в Федеральном законе РФ от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ он вновь упоминается. 

Разберёмся, что такое индикаторы риска, для чего они созданы и используются ли органами ГЖИ.

Индикаторы риска – часть риск-ориентированного подхода по проведению проверок 

Органы Государственного жилищного надзора начали разработку индикаторов риска нарушений обязательных требований законодательства. Именно этому их обязывает ст. 20 ЖК РФ в редакции ст. 67 Федерального закона РФ от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. В дальнейшем эти индикаторы риска будут использоваться для установления необходимости проведения внеплановой проверки.

Индикаторы риска в законодательстве появились ещё в 2017 году, они довольно широко используются в сферах надзорной деятельности.  Также индикаторы риска являются часть риск-ориентированного подхода по организации в надзорной деятельности согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Риск-ориентированный подход в отношении всех видов надзорных проверок 

Риск-ориентированный подход – это метод проведения государственного контроля, который предполагает, что контрольно-надзорная деятельность должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда. 

Надзорные органы устанавливают форму, периодичность, продолжительность проверки юридического лица. На все эти факторы будет влиять в какой группе риска/опасности относится деятельность организации, которую необходимо проверить. Стоит учитывать негативные последствия, к которым могут привести нарушения обязательных требований.  

Риск-ориентированный подход используется при организации и проведении жилищного надзора, государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, при лицензионном контроле и других видах контроля, с которыми может столкнуться управляющая организация. 

Установленные нормы проведения внеплановых проверок в сфере лицензионного контроля за работой управляющих организаций будут действовать до 1 марта 2022 года. После будут применяться новые требования, установленные федеральным законом № 248-ФЗ.

Индикаторы риска – основания для проведения внеплановых проверок 

Что такое индикаторы риска нарушений обязательных требований? Это параметры, соответствие которым или отклонение от них может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований. 

Индикаторы в какой-то степени являются основанием для проведения внеплановой проверки. После обращения или жалобы гражданина на нарушение организации обязательных требований, ведомство сравнивает факты с утвержденными индикаторами риска. Любое отклонение является поводом проведения внеплановой проверки и других контрольных мероприятий.

Какие организации уже применяют индикаторы риска 

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Роспотребнадзор, Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций уже применяют индикаторы риска нарушений в своей работе.

МЧС России, согласно приказу от 7 мая 2021 года № 364, применяют индикаторы риска в сфере пожарного надзора. Для проведения внеплановой проверки хватит три ложных срабатывания систем пожарной защиты в течение месяца, если на объекте находится более 50 человек, за исключением многоквартирных домов.

При проведении мероприятий по земельному надзору, Росреестр применяет следующие индикаторы риска:

  • площадь используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем земельного участка не соответствует сведениям в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН);
  • границы участка находятся не там, где это указано в ЕГРН, и превышают допустимое отклонение от величины точек координат в реестре;
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель использует земельный участок в целях, отличных от его назначения и принадлежности к той или иной категории земель в соответствии с данными ЕГРН; 
  • на участке, который был предоставлен юридическому лицу для строительства, нет возведённых объектов и не ведутся соответствующие работы. 

В государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре с 2018 года применяются индикаторы риска нарушений. Среди них такие случаи, как: 

  • юридическое лицо не предоставило в установленные сроки информацию о принятии мер по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • водоснабжающая организация в течение трёх рабочих дней с момента получения результатов анализа не направила в ведомство выписку из журнала контроля качества воды. 

Минстрой России должен разработать перечень типичных индикаторов риска

Индикаторы риска для сферы управления многоквартирными домами пока не утверждены законодательством. Их сейчас разрабатывает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. После этого региональные и муниципальные контрольные органы утвердят свой список индикаторов нарушений и начнут применять их в работе.

На данный момент известны шесть категорий индикаторов риска нарушений обязательных требований законодательства: 

  • чрезвычайно высокий;
  • высокий; 
  • значительный; 
  • средний;
  • умеренный;
  • низкий риск. 

Если нарушения в организации относится к категории низкого риска, то в отношении неё ГЖИ проведёт только профилактические мероприятия. Если нарушениям присвоена категория высокого риска, нужно готовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий