Одна из управляющих организаций через суд пыталась обязать муниципалитет установить в новостройках почтовые ящики для доставки счетов жителям дома. Разберемся, кто должен это делать и что предпринять управляющей организации, если в доме нет ящиков для корреспонденции.
УО раскладывает в почтовые ящики квитанции за ЖКУ
Бурятская УО приступила к управлению 54 многоквартирными домами. Ни в одном из них не было почтовых ящиков. Тогда компания отправила претензию в администрацию города, потому что часть домов была построена по республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Но та оставила требование установить ящики без внимания.
Тогда УО обратилась с иском в суд, требуя обязать городские власти установить в домах почтовые ящики в течение 30 дней с момента вступления решения в силу. В обоснование иска компания отметила, что администрация неправомерно приняла от застройщика дома и ввела их в эксплуатацию. Отсутствие ящиков препятствовало работе управляющей организации: ей некуда было опускать квитанции за ЖКУ.
Городские власти в ответ на иск указали, что в смете адресной программы, по которой строились спорные МКД, не были предусмотрены деньги на установку абонентских почтовых ящиков.
Ящики для корреспонденции устанавливает застройщик при возведении МКД и учитывает расходы на это в смете
Суд первой инстанции отметил, что согласно статье 31 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ, почтовые ящики устанавливают строительные организации на первых этажах многоквартирных домов. Расходы на эти работы они включают в смету строительства данных домов.
При этом ящики для корреспонденции являются частью общего имущества собственников помещений в МКД, так как соответствуют признакам такого имущества, указанным в подпункте «а» пункта 2 Правил № 491: не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов как части общего имущества возлагаются на собственников или УО за их счёт. УО обязана содержать такие ящики в надлежащем техническом состоянии, в том числе, установить их в случае отсутствия в многоквартирном доме за счёт собственников помещений.
Работы по установке абонентских ящиков носят неотложный характер, поэтому расходы на них УО должна предусмотреть в размере платы за содержание общего имущества. Такие работы не являются непредвиденными, компания должна была запланировать данные расходы при согласовании с владельцами помещений цены договора управления, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 2010 года по делу № А08-4962/2009-27.
Поэтому судья первой инстанции отметил, что, согласно статье 31 № 176-ФЗ, почтовые ящики обязаны были установить строительные организации. Администрация города не является застройщиком, а потому возлагать на неё такие работы необоснованно. Первая инстанция отклонила иск УО.
Если в доме нет почтовых ящиков, их устанавливает УО за счёт собственников
УО подала жалобу в апелляционный суд. Компания отметила, что выводы первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат № 176-ФЗ. Как заказчик строительства МКД, городская администрация в силу закона была обязана предусмотреть установку почтовых ящиков в новостройках и включить эти расходы в смету. Она не должна была принимать многоквартирные дома в эксплуатацию без почтовых ящиков.
Апелляционный суд отклонил доводы УО. Он также сослался на обязанность УО в соответствии с договором управления обеспечить надлежащее содержание общего имущества собственников. К такому имуществу относятся и почтовые ящики для доставки корреспонденции. Если компания не предусмотрела такие траты в размере платы за содержание, то это её предпринимательские риски.
Судья также не нашёл признаков незаконности в бездействии городской администрации в данной ситуации, в том числе при приёмке домов в эксплуатацию от застройщиков без установленных ящиков для почты. У судебных инстанций не было оснований обязать муниципалитет закупить и смонтировать абонентские шкафы в спорных домах. Решение первого суда осталось в силе.
На заметку
В судебной практике и в работе надзорных органов чаще всего встречаются жалобы жителей домов на плохое состояние почтовых ящиков, а не на их отсутствие. И это всегда зона ответственности УО, если собственники заключили с ней договор управления. В таких ситуациях жители многоквартирных домов добиваются ремонта или замены ящиков через ГЖИ или суд:
В Чите житель дома написал в Центр управления регионом, что в подъезде – старые сломанные почтовые ящики. Управляющая организация по указанию ЦУР через сутки их заменила.
Суды запретили УО брать с собственников дополнительную плату за замену ящиков для почты сверх утверждённого размера платы за содержание.
Ситуации, когда управляющая организация пришла работать в дом, где таких ящиков совсем нет, встречаются реже. Если УО обнаружила отсутствие ящиков для корреспонденции, то она вправе требовать их установку от застройщика.
Если это невозможно – застройщик обанкротился или доказал в суде, что не обязан это делать – УО следует предусмотреть такие работы в размере платы за содержание жилья. Внести на ОСС предложение, расписать для собственников смету на покупку и замену ящиков.
В таком случае УО сможет избежать ненужных предписаний от надзорных органов из-за отсутствия или плохого состояния почтовых ящиков и повысит лояльность жителей дома.