В обязанности управляющей компании на сегодняшний день в соответствии с законом вменяется предоставление информации, как по запросам, подаваемым собственниками, надзорными или другими госорганами, так и по запросам со стороны средств массовой информации (СМИ).
Редакционные права
Редакционный состав СМИ, в соответствии с необходимостью запросить любые информационные сведения по всей работе, которая осуществляется госорганами и другими объектами, может руководствоваться с данной целью ст. №39 Закона РФ №2124-1 (от 27 декабря 1991 года). На законодательном уровне допускается осуществление письменного или устного запроса.
Запрашиваемые информационные сведения предоставляются лицами, которые руководят всеми перечисленными выше объектами в пределах существующей компетенции. На ответ по запросу отводится семь дней, но при необходимости продлить сроки предоставления запрашиваемых сведений, в течение трёх дней необходимо уведомить представителей СМИ об отсрочке с обязательным указанием:
- причин отсрочки ответа за рамки предусмотренного семидневного срока;
- даты, на которую запрашиваемые сведения будут предоставлены;
- должностного лица, установившего право на отсрочку;
- даты, в которую принимается решение отсрочки.
Нормативы регламентированы ст. №40 Закона о СМИ, но на законодательном уровне не закреплено понятие пределов срока по официальной отсрочке.
Основания отказа по журналистскому запросу
Рассматриваемой выше статьёй, действующей на законодательном уровне, устанавливается полный перечень оснований для отказа от предоставления информационных сведений по принципу содержания данных, которые имеют тайну следующего значения:
- коммерческого;
- государственного;
- охраняемого законом.
Верховным Судом страны в настоящее время предельно чётко разъяснены вопросы, касающиеся законности требований о предоставлении информационных сведений по государственным учреждениям, а также коммерческим или некоммерческим структурам. Штраф за предоставление отказа по редакционному запросу, на сегодняшний день не предусмотрен. Тем не менее, при условии неправомерного отказа или предоставления информационных сведений вне рамок установленных сроков в соответствии с ФЗ Российской Федерации, установлены штрафные санкции по ст. № 5.39 КоАП РФ.
Решение вопроса в судебной инстанции
Редакции обладают правом обжалования отказа от предоставления информационных сведений в судебном порядке согласно п. 15 постановления Пленума ВС РФ №16 (от 15 июня 2010г.):
- Редакция не обязана указывать в запросе целевое назначение запрашиваемых сведений или обосновывать необходимость их получения.
- Запросы распространяются на абсолютно любые вопросы деятельности, осуществляемой госорганами и другими объектами.
- Редакционный запрос может касаться сведений по доходам, имущественным вопросам и некоторым другим обязательствам.
- Предоставление сведений регламентируют нормативно-правовыми актами РФ согласно ст. №8 ФЗ (противодействие коррупции).
В работе редакции наличие информации – это не удовлетворение частных интересов, а основная возможность донести до читателей (зрителей, слушателей) самые актуальные и важные, но при этом проверенные (достоверные) сведения, касающиеся общественно значимых вопросов. Этой специфической группой субъектов на вполне законных основания запрашивается информация, в том числе и в управляющих компаниях.
Следует отметить, что отказ в предоставлении информационных сведений может быть обжалован согласно Кодексу об административном судопроизводстве РФ №21-ФЗ гл. №22 от 08.03.2015 года (в редакции 03 июля 2016 года). Отечественными судами в настоящее время уделяется повышенное внимание сбалансированности интересов во всех делах, которые связаны с правом получения информации.
Делаем выводы
Запросы, оформленные на бланке редакции, признаются сугубо редакционными, поэтому отказ в предоставлении запрашиваемых информационных сведений затрагивает редакционные права, а не лица, которым подписан данный запрос. Тем не менее, сегодня все журналисты России вправе действовать самостоятельно для защиты нарушенных профессиональных прав, так как имеют процессуальную гражданскую дееспособность.
Существуют также информационные сведения, которые не должны быть раскрыты управляющей компанией по запросу, переданному редакции. Резюмируя всё сказанное выше, можно прийти к выводу, что управляющие компании имеют право отказать представителям абсолютно любых СМИ в предоставлении информационных сведений, относящихся к категории с ограниченным доступом, включая данные, составляющие коммерческую тайну компании или содержащие персональные сведения.