В ноябре Минстрой России опубликовал несколько писем, в которых даны разъяснения по управлению многоэтажными домами и расчетам за коммунальные услуги. В этих материалах рассматриваются, в частности, вопросы, касающиеся платы за отопление в домах с индивидуальными тепловыми пунктами, а также внедрение ГОСТа 56038-2023. Эти документы помогут разъяснить актуальные вопросы для собственников и управляющих организаций, чтобы улучшить понимание механизмов начисления и оплаты коммунальных услуг.
В своем письме от 11 ноября 2024 года № 29873-ОГ/04, Министерство строительства и ЖКХ России подчеркнуло, что предоставление коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения может осуществляться с использованием индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), которые являются частью общего имущества собственников, как указано в абзаце 1 пункта 5 и пункте 6 Правил № 491.
Стоит отметить, что крышные котельные и тепловые пункты, находящиеся в многоэтажных домах, не классифицируются как система теплоснабжения. Вместо этого, они рассматриваются как компоненты внутридомовых инженерных систем. В связи с этим, исполнителем услуг по горячему водоснабжению и отоплению являются управляющие организации или товарищества собственников жилья, отвечающие за эффективную эксплуатацию этих систем.
Согласно пункту 54 Правил № 354, расчет платы для потребителей за коммунальную услугу, такую как отопление и горячее водоснабжение, выполняется исполнителем в соответствии с формулами, прописанными в этих Правилах. Это зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета (ОДПУ) и индивидуальных приборов учета (ИПУ) в доме.
В своем письме от 12 ноября 2024 года № 30055-ОГ/04, Минстрой России отметил, что применение организациями ГОСТа 56038-2023, касающегося услуг по управлению многоквартирными домами (МКД), является добровольным. Это указано в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ. Важно подчеркнуть, что данный стандарт не включает обязательных требований для исполнения, и органы государственного жилищного надзора не осуществляют проверки соблюдения его положений.
Таким образом, управляющие организации и ТСЖ могут самостоятельно решать, применять ли указанный стандарт, что предоставляет им больше гибкости в управлении и обслуживании многоквартирных домов, но также в зависимости от конкретных условий и потребностей жильцов.