Причин, по которым допускается исключать из реестра лицензий многоквартирные дома, может быть несколько. Подобная неприятная процедура может инициироваться со стороны органов государственного жилищного надзора (ГЖН) при недобросовестном исполнении управляющей компанией имеющихся (согласно договору управления) обязанностей. Данный процесс может сопровождать лишение лицензии.
На законных основаниях лицензия аннулируется по судебному решению, основанием чего является подача заявления органом ГЖН с учётом решения, уже вынесенного лицензионной комиссией. При этом нужно учитывать и возможность оспорить действия с учётом наличия или отсутствия должного уведомления о процедуре собственников помещений и органа местного самоуправления.
Шансы оспорить решение очень высоки
Механизмы, обеспечивающие отстранение недобросовестных управляющих компаний от всех её полномочий, касающихся многоквартирного дома (МКД), представлены исключением сведений о данном доме из действующего Реестра лицензий субъекта Российской Федерации. К примеру, в случае желания управляющей компании вернуть МКД в собственное управление, необходимо ориентироваться на постановление, вынесенное в судебном порядке, а также решение ГЖИ по исключению сведений из реестра и последующее размещение данных на официальном сайте о проведении торгов местной администрацией.
Следует отметить, что даже в условиях анонсирования открытого конкурса для выбора новой управляющей компании, лишённая лицензии организация может выразить своё несогласие с уже вынесенным решением посредством обращения в судебную инстанцию. В этом случае наиболее выигрышным вариантом является сбор доказательств об отсутствии уведомления собственников в МКД об основаниях, послуживших поводом для исключения домовладения из реестра лицензий. Как показывает практика, в подобных ситуациях суды чаще всего встают на сторону управляющих компаний, отмечая, что исключение МКД из действующего реестра требует от лицензирующего органа надлежащего уведомления об основаниях собственников помещений (ст. №197 ЖК РФ).
Процедура надлежащего уведомления
Сама процедура, а также сроки для надлежащего уведомления, регламентированы в настоящее время Правилами информирования, утверждёнными постановлением Правительства РФ №289 (ПП РФ). Исходя из этого, можно ориентироваться на подпункт «а» п. 5, в соответствии с которым уполномоченным органом в сроки, не превышающие 3-х рабочих дней с момента получения сведений. Они должны быть размещены в местах, которые являются удобными для ознакомления всеми собственниками МКД:
- информационные доски на подъездах;
- пределы территории расположения МКД;
- официальный сайт (раздел информирования).
Таким образом, регламентирован двухмесячный срок с момента информирования собственников МКД в надлежащей форме для принятия на общем собрании собственников МКД решения в отношении продолжения сотрудничества с управляющей компанией (согласно ч. 7 ст. №198 ЖК РФ). О результатах такого собрания в обязательном порядке уведомляется ГЖН. На данную процедуру законом отведено всего три рабочих дня. Данное информирование осуществляется посредством заказного почтового уведомления, к которому прикладывается копия протокола.
Уведомление в адрес администрации
К задачам органов ГЖН относится работа по предупреждению, а также выявлению и пресечению нарушений требований действующего в стране законодательства. При этом с них не снимается обязанность выполнять свою работу с учётом всех предъявляемых требований.
Немаловажным является и тот факт, что заблаговременное уведомление собственников МКД об основания исключения из реестра лицензий РФ должно в обязательном порядке сопровождаться своевременным информированием о проведении данной процедуры со стороны ГЖИ органов местного самоуправления в соответствии с действующей на сегодняшний день ч. 1 ст. 197 ЖК РФ.
Делаем выводы
Безусловно, исключение сведений является основанием для полного прекращения лицензиатом ведения деятельности в плане управления таким домом в соответствии с порядком, установленным ст. №200 ЖК РФ. Тем не менее, велик шанс исправить подобную ситуацию, повлиять на исход, учитывая следующие вопросы:
- Наличие должного уведомления собственников по основаниям удаления из реестра лицензий Российской Федерации.
- Возможность реализации собственниками права принятия решений в плане дальнейшего сотрудничества с действующей компанией.
- Наличие надлежащего информирования от уполномоченных органов в адрес органов местного самоуправления.
Отсутствие положительного ответа даже на один из перечисленных выше вопросов является безусловным поводом для оспаривания уже вынесенного решения в судебном порядке.