«Мусорная реформа» стартовала в России в начале 2019 года. Предполагалось, что ряд изменений, внесенных в федеральное законодательство, решит проблему обращения с ТКО на территории субъектов РФ. Но проведенное Счётной палатой исследование показало, что отрасль обращения с отходами по сей день пребывает в плачевном состоянии.
Задачи «мусорной реформы»
Новые правила утилизации бытового мусора были разработаны в рамках национального проекта «Экология», который предполагал формирование комплексной системы по обращению с отходами. В перечень задач входила и ликвидация стихийных свалок, и создание условий для вторичной переработки отходов, и, в целом, улучшения экологической обстановки на территории субъектов РФ.
Нововведения вступили в силу в январе 2019 года, и тогда же во всех квитанциях появилась строка «за ТКО» («твердые коммунальные отходы») – новый термин, обозначающий бытовые отходы. И если ранее их вывозом занималась управляющая компания, то теперь, согласно новому законодательству, эта обязанность возлагалась на региональных операторов. Предполагалось, что новая система сбора, вывоза и утилизации мусора поможет решить накопившиеся за долгие годы многочисленные экологические проблемы, в частности, проблему стихийных свалок и переполненных мусорных полигонов.
Результаты исследования Счётной палаты
Но, по всей видимости, пока до этого далеко.
Михаил Мень, в прошлом – министр ЖКХ, а ныне – аудитор Счётной палаты РФ, в последнем отчете о реализации национального проекта приводит неутешительную статистику. Так, отмечается, что всего 7% отходов подвергаются переработке, 90%, как и раньше, отправляются на свалки и полигоны. Ситуация с последними характеризуется как «близкая к критической». По прогнозам, при текущих темпах образования отходов (1-2% в год) существующие мощности полигонов в 32 субъектах РФ будут исчерпаны до 2024 года, в 17 из них — еще до 2022 года. Подчеркивается и тот факт, что имеющейся в регионах инфраструктуры недостаточно для увеличения обработки и утилизации ТКО. В стране насчитывается почти 3 тысячи объектов размещения коммунальных отходов, при этом свыше 27 тысяч – это стихийные свалки.
В целом Счетная палата характеризует ситуацию в обращении с коммунальными отходами как неблагополучную. Также отмечается несвоевременное принятие нормативных правовых актов на федеральном уровне, из-за которого регионы оказались не готовы вступить в реформу. Незавершенным осталось и создание единой государственной системы учета ТКО.
Пути решения проблемы
В сложившейся ситуации Счетная палата выдвигает ряд предложений, таких, как расширение мер финансовой поддержки инвестиционных проектов в области обращения с ТКО, создание единой системы учета коммунальных отходов, корректировка региональных программ. Также акцент делается на сокращении образования отходов и создании объектов утилизации ТКО, пересмотре расходов на создание объектов обработки мусора и его утилизации.