Профессиональные стандарты в УО

Аварийно-диспетчерская служба ЖКХ

Мы уже не раз говорили о профессиональных стандартах для сотрудников, работающих в аварийно-диспетчерской службе. Разберемся, что такое профессиональный стандарт, чем он полезен управляющей организации и как его внедрить в компании.  

Что такое профессиональный стандарт 

Понятие «профессиональный стандарт» дано в статье 195.1 Трудового Кодекса РФ согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ. Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ, уточнил термин и ввёл статьи 195.2, 195.3 Трудового Кодекса РФ, которыми были установлены порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. 

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения какой-то трудовой функции. 

Все профессиональные стандарты строятся по общей схеме, имеют строгую структуру: 

  1. Общие сведения: наименование вида профессиональной деятельности, описание её целей. 
  2. Описание трудовых функций с подуровнями в виде таблицы. 
  3. Характеристика обобщённых трудовых функций с возможным наименованием должности, требованиями к образованию, опыту, умениям и знаниям сотрудника. 
  4. Сведения о разработчиках профессионального стандарта. 

Разработка и утверждение профессиональных стандартов 

Подробные правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23. В пункте 3 Постановления № 23 указано, что разработчиками проектов таких документов могут быть: объединения работодателей, профессиональные сообщества, 

саморегулируемые организации или иные некоммерческие организации с участием профессиональных образовательных организаций. 

То есть разработать проект профессионального стандарта могут сами управляющие организации: одна компания либо же объединение – ассоциация или саморегулируемая организация. Все необходимые расходы разработчики берут на себя. Готовый проект направляется в Министерство труда и социального развития РФ, который сначала организует общественные обсуждения документа, а затем отдаёт его на оценку соответствующего федерального органа исполнительной власти. 

Когда заключения по проекту готовы, все документы направляются в экспертный совет, который делает вывод, принять профстандарт, отклонить или отправить его на доработку. Все утверждённые профстандарты вносятся в Реестр Минтруда РФ. 

Где найти профессиональные стандарты

Разработка профессиональных стандартов требует больших трудозатрат, поэтому обычно УО пользуются уже готовыми документами. Сегодня существует ряд профессиональных стандартов, полезных управляющим компаниям, в том числе для организации работы аварийно-диспетчерской службы, например: «Диспетчер АДС», «Слесарь-электрик», «Слесарь аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения и водоотведения», «Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования»

Управляющей организации, которая разрабатывает для сотрудников должностные инструкции и внедряет стандарты, пригодятся и другие документы: Специалист по управлению многоквартирными домами, Специалист по управлению жилищным фондом, Специалист по абонентскому обслуживанию потребителей, Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме, Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома и другие. 

Внедрение профессионального стандарта

В нормативно-правовых актах не закреплён механизм действий по внедрению профессиональных стандартов организации, поэтому соответствующий регламент работодатель разрабатывает самостоятельно. 

Руководителям УО, планирующим внедрить в компании профстандарты, следует применять не все описанные в конкретном стандарте требования, а только те трудовые функции, которые нужны в организации. Именно они включаются в трудовой договор и должностную инструкцию работника, согласно статье 15 Трудового Кодекса РФ

Чтобы правильно выбрать нужные трудовые функции и требования к сотруднику из профстандарта, управляющей организацией следует в первую очередь определить, для чего нужна та или иная должность в организации. После этого делается выборка подходящих профессиональных стандартов и отбор компетенций для сотрудника конкретной компании. Например, лишним будет требовать от диспетчера аварийно-диспетчерской службы навыков и знаний по аварийному обслуживанию лифтового оборудования, если организация управляет домами без такого оборудования. 

Чтобы внедрить в компании профессиональный стандарт, мы советуем: 

  1. Сформировать рабочую группу из представителей ключевых подразделений управляющей организации и назначить её руководителя. 
  2. Составить план работы такой группы. 
  3. Провести корпоративный семинар и ознакомить работников с этим планом, с понятием профессиональный стандарт и их значением для компании. 
  4. Реализовать план: составить список необходимых профессиональных стандартов, проанализировать их и утвердить перечень несоответствий профстандартам документов компании: штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров, локальных актов. 
  5. Определить перечень мероприятий по обучению сотрудников и повышению их квалификации. 
  6. Представить результаты деятельности рабочей группы руководителям компании на рассмотрение и утверждение. 

Затем руководители управляющей организации должны решить, кто и в какие сроки будет реализовывать перечень, который составила рабочая группа. 

Зачем использовать и внедрять профессиональные стандарты 

Согласно статье 195.3 Трудового Кодекса РФ, характеристики, которые содержатся в профессиональных стандартах, управляющая организация может применять как основу для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых функций. 

Профстандарты помогут руководителю управляющей организации определить обязанности для конкретной должности, описать требования к ним и зафиксировать их в трудовом договоре и должностной инструкции. Таким образом управляющая организация избежит дублирования функций у разных сотрудников, определит направления обучения и составит программы аттестации. 

Каждый профессиональный стандарт управляющая организация должна рассматривать в разрезе собственной организации, включая и требования к сотруднику. Например, состав трудовых функций диспетчера АДС будет продиктован техническими характеристиками обслуживаемого жилищного фонда и тем, как организована работа аварийно-диспетчерской службы. 
Так на перечень требований к сотруднику влияют и методы работы в подразделении. Знания и навыки сотрудников АДС с бумажными журналами и проводным телефоном будут разительно отличаться от состава требований к диспетчерам, которые используют в работе современные технологии, например, сервис «АДС365» для оптимизации и автоматизации аварийно-диспетчерской службы.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий