Кассационный суд, разрешая спор жителей многоквартирного дома и поставщиков горячей воды, указал, что определить период оказания услуг ненадлежащего качества можно не только по составленным актам. Суды должны принимать во внимание доказательства в виде аудиозаписей и видеосъёмки, показания свидетелей, их обращения в управляющие и ресурсоснабжающие организации (далее УО и РСО).
В одном из домов в течение полутора лет из кранов в квартирах текла недостаточно горячая вода. На жалобы жителей УО и РСО не реагировали. В 2019 году жители составили акт об услугах ненадлежащего качества, но получили перерасчёт платы всего за один месяц. Тогда собственники одной из квартир подали в суд иск с требованием, чтобы исполнитель коммунальных услуг сделал перерасчёт платы за полтора года, выплатил штраф и моральный вред.
Суд первой инстанции посчитал, что перерасчёт уже сделан: акт всего один, иных доказательств поставки некачественной воды в другие периоды нет. Областной суд с коллегами согласился.
Собственники подали кассационную жалобу, настаивая, что некачественная горячая вода текла из кранов больше года. Второй кассационный суд их поддержал: согласно статье 55 Гражданского процессуального Кодекса РФ, доказательством предоставления услуг ненадлежащего качества являются не только акты. Суд должен принимать во внимание показания свидетелей, заключение эксперта, аудио- и видеозаписи, письменные жалобы потребителей.
Нижестоящие суды неверно определили период поставки некачественной воды: они должны были учесть показания жителей дома, их письма, акты обследования дома и иные доказательства периода оказания услуг ненадлежащего качества. Дело отправлено на новое рассмотрение.
Управляющие домами в спорах с РСО о качестве услуг могут доказывать свою правоту такими же методами.