Перерасчет за отопление необходим при поступлении жалоб на качество отопления. Разберемся, когда необходимо проводить перерасчет, как и в какие сроки его провести.
Основания для перерасчета
Плату за отопление могут скорректировать по нескольким причинам:
- качество коммунальной услуги (далее КУ) не отвечает нормам законодательства;
- необходимо скорректировать оплаченную собственниками сумму по итогам года;
- в регионе или на федеральном уровне изменили порядок расчета платежей за отопление;
- неверно рассчитанная плата за КУ.
Перерасчет делают как на основании закона, так и по заявлению собственников. Например, если температура воздуха ниже установленной нормы, то собственники могут обратиться в управляющую организация (далее УО) или ресурсоснабжающую организацию (далее РСО) с требованием о снижении оплаты за весь период нарушений.
Если замеры в помещении потребителя показали нарушение температурного режима, то необходимо в обязательном порядке сделать перерасчет. При этом не имеет значения, кто виновен в некачественном предоставлении КУ, УО или РСО. Исполнитель услуги − УО − делает перерасчет платы потребителю, а затем вправе потребовать перерасчета у РСО.
Перерасчет платы за отопление делают в случае, если оплата начисляется по нормативу, а именно в домах без общедомового прибора учета (далее ОДПУ) тепловой энергии и в домах, если в многоквартирном доме (далее МКД) есть помещения не оборудованные индивидуальными приборами учета (далее ИПУ) тепловой энергии.
Ненадлежащее качество КУ становится фактом, только если его зафиксировать. Для этого необходимо заполнить Акт о предоставлении КУ ненадлежащего качества.
Перерасчет делают за каждый час отклонения температуры воздуха от нормы на 0,15 % от размера платы за каждый градус отклонения. Такой порядок установлен пунктом 98, пунктом 15 приложения 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. В течение отопительного сезона нормальной считают температуру воздуха в жилой комнате от 18 до 24°C, в угловом помещении — не менее 20°C.
Можно отказать в перерасчете отопления, если во всех помещениях установлены ИПУ и в доме – ОДПУ. Это следует из абзаца 5 пункта 100 Правил. Перерасчет можно сделать только в МКД, совсем необорудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла, либо оборудованных только общедомовыми без индивидуальных. То есть платежи выставляют по нормативу, а не по фактически потребленной энергии.
Процесс перерасчета
Если в вашем регионе плату за отопление считают ровными долями в течении всего года, то по итогу вам необходимо скорректировать плату за отопление. То есть квитанции за тепло жители оплачивают не только в отопительный сезон, но и летом. При этом не учитывают текущие показания ОДПУ. Оплачивают жители по нормативу или по показаниям квартирных счетчиков.
В первом квартале наступившего года необходимо снять показания ОДПУ, сравнить их с показаниями за прошлый год. Получившуюся величину необходимо сравнить с суммой, оплаченной жителями. Разницу верните на каждый лицевой счет. Или же сравните сумму показаний ИПУ с данными на ОДПУ. Скорректируйте плату по формуле 3.2 Приложения 2 к Правилам, утвержденным постановлением 354.
Если все помещения МКД оснащены ИПУ, используйте формулу 3.4 из Приложения 2.
Если в доме не централизованная подача ресурса, а действует индивидуальный тепловой пункт, корректировку выполните по формуле 18.3 из Приложения 2.
Если в регионе изменили способ оплаты за отопление, также необходимо пересчитать плату. Собственники могут платить за отопление только в течение отопительного сезона — с октября по апрель или равными суммами в течение всего календарного года. Какой из способов будет действовать в регионе – определяют органы власти. Они же могут принять решение о смене способа оплаты раз в год до 1 октября.
Если в вашем регионе в 2021 году приняли решение о равномерной оплате в течение года, то начислять платежи по новым правила необходимо с 1 июля 2022 года.
Если ранее жителям выставляли счета за тепло только зимой, а в 2021 году этот способ расчета заменили на новый, то начинать считать необходимо с началом следующего отопительного сезона, то есть осенью 2022 года.
Перерасчет желательно проводить в первом квартале календарного года, следующего за годом, в котором приняли решение о смене способа. Используйте при этом формулу 6.1 из Приложения 2 правил №354.
При ошибке выполнить перерасчет необходимо сразу после обнаружения ошибки. Лучше сделать перерасчет за весь период неправильного начисления платы, но не более чем за три года. Это срок исковой давности.
Еще одно основание для перерасчета платы за отопление — изменения в Правилах № 354 в формулах расчета платы за отопление. Расчет платы за отопление теперь зависит от наличия в МКД отопительных приборов в местах общего пользования, ИТП, ОДПУ и ИПУ тепла.
Заявление на перерасчет за отопление
Собственники могут обратиться в УО с требованием выполнить перерасчет за отопление. Сделать это они могут в письменном виде, написав заявление на перерасчет, так как качество оказываемой услуги их не устраивает.
Заявление на перерасчет.
Первым делом необходимо зарегистрировать претензию, оценить аргументы заявителя, проверить КУ. Для этого нужно назначить проверяющую комиссию, в которую войдут специалист из аварийно-диспетчерской службы или штатный сантехник, представитель совета МКД, либо сосед. Сделать замер необходимо в идеале – в течение двух часов после регистрации заявления. Результат необходимо зафиксировать в акте.
Акт замера температуры воздуха в помещении.
После замера необходимо выяснить причину нарушения качества КУ. Если виновником является РСО, направьте претензию в их адрес, если причина в работе вашей организации – устраните её в самые короткие сроки. Затем направьте заявителю письменный ответ на его претензию. Ответ о перерасчете подготовьте в течение 3 дней после получения заявления.
За нарушение сроков ответа на заявление вас могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на сумму от 150 000 до 200 000 рублей по части 1 статьи 7.23.2. Кодекса об Административном правонарушении РФ.
Сроки проведения перерасчета за отопление
Сроки проведения перерасчета зависят от причины. Если корректировку нужно выполнить из-за некачественно оказанной услуги, пересчитывают сразу в расчетном периоде, следующем за тем, когда подтвердили факт некачественной поставки тепла. Перерасчет размера платы за ненадлежащего качество КУ делают по итогам расчетного периода, если ошиблись в расчетах.
Корректируют плату за отопление по итогам прошедшего года с января по март наступившего года. При смене способа расчета корректируется плата также в первом квартале наступившего года, следующего за тем, когда вступили в силу изменения.