С 1 сентября 2025 года в России вступили в силу ограничения на массовые и автоматические звонки. Это вызвало волну критики со стороны организаций ЖКХ, которые коллективно обратились в Минцифры. Они утверждают, что новые поправки в закон «О связи» лишают их возможности быстро оповещать граждан о важных вопросах, например, об отключении воды, света или задолженности.
Теперь рекламные и информационные звонки разрешены только тем абонентам, кто заранее согласился их получать. Это согласие должно быть зафиксировано в договоре с оператором, при этом клиент всегда может отменить его и отказаться от подобных рассылок.
УО и РСО боятся, что из-за плохо прописанного закона их будут штрафовать просто за рассылку напоминаний или уведомлений. В законе не объяснено, чем массовый звонок отличается от обычного, поэтому чиновники или проверяющие могут трактовать это как угодно и наказывать без чётких оснований.
Звонки от коммунальных служб — это в первую очередь способ донести срочную и важную информацию. В отличие от маркетинга, они информируют о критичных вещах: долгах, возможных отключениях, авариях или необходимости обслуживания приборов учета. Такие сообщения требуют немедленного внимания, поэтому электронная почта или смс не всегда подходят.
Новые требования к коммунальщикам настолько сложны, что, по их словам, их невозможно выполнить. В итоге все дополнительные расходы компаний будут заложены в платежки, и платить по возросшим счетам придется обычным жителям.
Представители коммунальной отрасли предлагают исключить коммунальные службы из-под действия ограничений на массовые оповещения. Они хотят, чтобы УО, ТСЖ, поставщики воды, света и другие подобные организации могли свободно информировать жителей. Это поможет избежать проблем и гарантирует, что люди будут получать важные сообщения.
Таким образом, новые ограничения на массовые звонки, призванные защитить граждан от спама, создали серьезные проблемы для коммунальных служб. Их возможность оперативно оповещать жителей о критически важных вопросах, таких как отключения или аварии, оказалась под угрозой. Это может привести не только к сбоям в информировании, но и к росту судебных разбирательств и дополнительных расходов, которые лягут на плечи потребителей. Выходом представители отрасли видят законодательное исключение коммунальных услуг из-под действия этих ограничений для обеспечения бесперебойного информирования граждан.