Рекламные материалы, распространяемые вместе со счетами за ЖКУ могут стать источником дополнительного дохода для управляющей организации: за счёт рекламы УО могут снизить стоимость формирования и доставки счетов. Но у данного способа получения прибыли есть и свои противники. Что в такой ситуации может сделать УО, рассказываем в материале.
Что можно, а что нельзя размещать на счетах за ЖКУ
Согласно п. 69 ПП РФ № 354 от 06.05.2011, на счетах за коммунальные услуги обязательно должна быть размещена следующая информация:
1) Сведения о помещении и плательщике;
2) Информация об исполнителе услуг;
3) Сведения о периоде оплаты и предоставленных коммунальных услугах;
4) Сведения о начислении платы за коммунальные услуги;
5) Сведения об общедомовом потреблении коммунальных ресурсов;
6) Данные о задолженности за предыдущие расчетные периоды, если она есть;
7) Информация об объёмах коммунальных услуг, предоставленных за расчётный период на общедомовые нужды, и о размере платы за каждый вид таких услуг;
8) Сведения о перерасчёте, если он производился;
9) Информация о субсидиях и льготах;
10) Штрихкоды, соответствующие ГОСТ Р 56042-2014, если ОСС не принимало решения об отказе размещать штрихкоды на платёжном документе;
11) Другие сведения, в том числе о применении социальной нормы потребления электрической энергии, а также данные, которые должны быть включены в платёжный документ по решению ОСС или по договору.
Вся информация обязательна для внесения в платёжный документ, а его примерная актуальная форма была утверждена приказом Минстроя от 26.01.2018 №43/пр.
При этом согласно ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», размещать на платёжных документах рекламу нельзя. Согласно данному законодательному акту, на счетах запрещено размещение любой рекламной информации, в том числе на оборотной стороне. Исключение составляет социальная реклама и справочная информация.
Из данной ситуации управляющие организации выходят по-разному: так, например, многие УО стали вкладывать партнерские рекламные материалы в конверты со счетами. Такой способ распространения помогает управляющей организации получить дополнительный доход, а доставка счетов в конверте позволяет выполнить требования закона о персональных данных.
Рекламные материалы: за и против
Но у распространения рекламы вместе с платежными документами нашлись и свои противники. Так, депутат Госдумы Виктор Зубарев направил в Минстрой РФ предложение о запрете распространения рекламы вместе со счетами. Его поддержали в Общественной палате РФ и Институте развития правового общества. По мнению депутата, реклама, полученная со счетами, вводит в заблуждение потребителей, особенно пожилого возраста, которые нередко воспринимают ее как руководство к действию. Виктор Зубарев предлагает запретить рассылку рекламы и ввести штрафы для УО – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Руководители НП «ЖКХ Контроль» и НП «Национальный жилищный конгресс» против таких жёстких мер в отношении управляющих организаций. Директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает такую меру излишней, а директор Ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая предлагает урегулировать вопрос с помощью ОСС, на которых собственники могли бы дать разрешение, либо, напротив, запретить УО рассылку рекламы вместе со счетами.
Делаем выводы
Согласно ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», размещение любой рекламной информации на счетах за ЖКУ запрещено, а перечень обязательной и допустимой информации утвержден постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 и приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 №43/пр. Но у УО есть возможность распространять рекламные материалы, вкладывая их в конверты, тем самым, во-первых, соблюдая закон о защите персональных данных, а во-вторых – получая дополнительную прибыль, которая поможет сократить расходы на формирование и отправку счетов. Подробнее ознакомиться со способом рассылки счетов в конвертах можно здесь.