- Условия для субсидиарной ответственности органа местного самоуправления по долгам нанимателя
- Пристав подтвердил отсутствие у нанимателя имущества для взыскания и закрыл исполнительное производство
- УО при взыскании долга с нанимателя и наймодателя следовала прописанному в ГК РФ и договоре порядку
- На заметку
Согласно Жилищному Кодексу РФ, наниматель квартиры по договору социального найма обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги в срок и в полном объёме. При образовании задолженности исполнители услуг взыскивают её именно с жителей. На примере судебного дела рассказываем, при каких условиях управляющая организация вправе обратить взыскание на собственника муниципального жилья.
Условия для субсидиарной ответственности органа местного самоуправления по долгам нанимателя
В одном из многоквартирных домов Башкирии несколько помещений принадлежали муниципалитету. Одна из квартир была сдана по договору социального найма, но житель не оплачивал счета за жилищно-коммунальные услуги, накопив долгов на сумму более 208 тысяч рублей.
Управляющая домом организация обратилась в суд, чтобы взыскать эти средства, и получила судебный приказ. Но в рамках исполнительного производства приставы установили, что у нанимателя нет имущества, на которое можно обратить взыскание. Тогда УО, получив документы об этом, направила претензию собственнику квартиры – муниципалитету.
Компания сослалась на статью 155 Жилищного Кодекса РФ и статью 399 Гражданского Кодекса РФ и договор управления, согласно которому владельцы помещений в многоквартирном доме добровольно приняли на себя обязательства по субсидиарной ответственности собственников и нанимателей по оплате жилищно-коммунальных услуг. Поскольку орган местного самоуправления отказался погасить долг нанимателя, УО обратилась в суд.
Пристав подтвердил отсутствие у нанимателя имущества для взыскания и закрыл исполнительное производство
Суд первой инстанции, рассматривая доводы сторон, сделал акцент на выяснении того, вправе ли управляющая организация взыскать плату с муниципалитета, если квартира сдана по договору социального найма. В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса РФ, частями 1,2 статьи 39 Жилищного Кодекса РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ, наниматели квартир по договору социального найма муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за её содержание и за коммунальные услуги. Если наниматель согласно договору соцнайма платит меньше, чем размер платы, установленный договором управления, разницу оплачивает наймодатель. Такой порядок оплаты утверждён в договоре управления.
При этом, согласно одному из пунктов договора управления в рассматриваемом многоквартирном доме, наймодатель как собственник квартир несёт субсидиарную ответственность, если наниматель не вносит плату за жилищно-коммунальные услуги. Такая ответственность возникает с момента вынесения постановления об окончании исполнительного производства по следующим основаниям:
- если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств;
- если у нанимателя отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В деле есть все доказательства, что пристав принял все возможные меры для взыскания долгов с нанимателя и они оказались безрезультатными, что соответствует статье 399 Гражданского Кодекса РФ.
Согласно выше прилегающей статье, управляющая организация сначала предъявила требования к основному должнику. Поскольку компания не получила от него средства в разумный срок, то она была вправе обратиться за оплатой долга к лицу, несущему субсидиарную ответственность. Основанием для этого являлась недостаточность денежных средств у жителя квартиры.
Поскольку муниципалитет не доказал, что у нанимателя есть средства для оплаты задолженности, суд пришёл к выводу, что УО правомерно потребовала от муниципалитета оплатить его долги.
УО при взыскании долга с нанимателя и наймодателя следовала прописанному в ГК РФ и договоре порядку
Муниципалитет не согласился с такой позицией УО и суда. В апелляционной, а затем и кассационной жалобах, орган местного самоуправления настаивал на том, что не обязан оплатить долги нанимателя. Он ссылался на следующие доводы и нормы нормативно-правовых актов:
- По смыслу части 4 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ, наймодатель обязан оплатить только разницу в плате, вносимой нанимателем жилого помещения по договору социального найма, и размером платы за содержание жилого помещения, утверждённом на общем собрании собственников, если она выше. В настоящем деле такого случая суд не установил, а УО не заявляла требований о взыскании такой разницы в плате.
- УО не вправе требовать с муниципалитета как собственника оплатить долги за жилищно-коммунальные услуги нанимателя. Отнесение таких расходов на собственника фактически направлено на освобождение физических лиц, проживающих в жилом помещении, от внесения платы за занимаемое ими жилое помещение. Это жилищным законодательством не предусмотрено.
- Типовым договором соцнайма не предусмотрена обязанность собственника возмещать УО задолженность нанимателей этих помещений по коммунальным услугам.
- К полномочиям общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не относится вопрос об определении расходных обязательств городского бюджета в части субсидиарной ответственности за долги нанимателей.
- Удовлетворение иска УО может привести к получению истцом неосновательного обогащения в виде двойной оплаты жилищно-коммунальные услуги по спорной квартире. Истец не представил доказательств того, что не сможет взыскать долги с нанимателя по уже вынесенным решениям судов общей юрисдикции. Окончание исполнительного производства не является основанием для отказа во взыскании задолженности в будущем.
Но суды апелляционной и кассационной инстанции поддержали точку зрения коллег и истца, сославшись на согласованный в договоре управления пункт о субсидиарной ответственности наймодателя. Они повторили, что компания доказала наличие оснований для требования оплаты долгов с муниципалитета:
- наличие задолженности нанимателя квартиры;
- вынесение судебного приказа по взысканию долгов;
- прекращение исполнительного производства из-за отсутствия у нанимателя имущества или средств для оплаты долга.
Эти условия соответствуют статье 399 Гражданского Кодекса РФ и добровольно принятым на себя собственниками обязательствам, прописанным в договоре управления конкретным многоквартирном доме. Управляющая организация следовала установленному законом и договором управления порядку взыскания долгов с нанимателя, доказательств обратного муниципалитет не представил.
УО в свою очередь представлены доказательства невыполнения нанимателем обязанности по своевременному внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ. Суды оставили в силе решение первой инстанции, и правоту коллег подтвердил Верховный суд России. Он отказался рассматривать жалобу органа местного самоуправления.
На заметку
Перечень лиц, которые обязаны платить за жилищно-коммунальные услуги, установлен в часть 2 статьи 153 Жилищного Кодекса РФ. В него входят и наниматели жилых помещений по договорам найма. Согласно пункта 1 части 2 статьи 153 Жилищного Кодекса РФ, подпунктов «ж, л» пункта 6 Правил № 292/пр, наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заключения договора. При этом за капремонт платит наймодатель – собственник жилья.
При наличии задолженности управляющая организация обязана взыскивать долги за жилищно-коммунальные услуги с нанимателя квартиры, а не с собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как показывает дело № А07-27781/2021, грамотно составленный договор управления, утверждённый на общем собрании собственников, расширяет возможности УО по взысканию долгов, и позволяет в соответствии со статьей 399 Гражданского Кодекса РФ потребовать оплаты с наймодателя. Для этого в договоре должны быть чётко прописаны условия, при которых компания вправе привлечь муниципалитет к субсидиарной ответственности по долгам нанимателя жилфонда.