На этой неделе Государственная Дума планирует утвердить законопроект № 928725-8, ужесточающий регламент деятельности председателей советов многоквартирных домов. Кроме того, документ обяжет все организации в сфере ЖКХ взаимодействовать с жильцами исключительно через мессенджер МАХ.
Внесенный в законопроект № 928725-8 после первого чтения ряд поправок предполагает, что с 1 сентября 2026 года начнут действовать новые правила, касающиеся Совета многоквартирного дома (МКД) в статье 161.1 Жилищного кодекса РФ. В частности:
Создание Совета: Протокол собрания, на котором избирают Совет, должны будут подписать все, кого в него выбрали.
Полномочия председателя: Если жильцы на общем собрании решат, то председатель Совета сможет принимать решения только после обсуждения с другими членами Совета.
Оформление работ: Правила и сроки подписания документов о выполненных работах (например, по ремонту) теперь будет устанавливать Минстрой РФ.
С марта 2028 года директорам УО больше не нужно будет получать квалификационный аттестат. Новым обязательным условием станет наличие у них свидетельства о положительном результате независимой оценки квалификации по профстандарту. Эти поправки (п. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ) полностью изменят содержание статьи 202 ЖК РФ.
Еще одно изменение в законодательстве коснется коммуникации в ЖКХ. После опубликования нового документа все компании отрасли должны будут перевести общение с потребителями услуг в мессенджер «МАХ» (В ст. 165 ЖК РФ добавится ч. 6). Москва в этом случае получила особый статус: для столицы использование системы будет не обязательным и потребует специального согласия сторон. Взаимодействие для них может по-прежнему осуществляться через официальный портал РИС.
Таким образом, законодательные изменения направлены на повышение прозрачности управления МКД и стандартизацию коммуникаций в ЖКХ. Ожидается, что новые нормы укрепят ответственность председателей советов домов и унифицируют взаимодействие жильцов с обслуживающими организациями. Эти меры призваны систематизировать жилищную сферу и сделать её более подконтрольной для потребителей услуг.

