Неисполнимое предписание ГЖИ

ГЖИ

Надзорные органы по результатам проверок направляют в адрес управляющей организации предписания об устранении выявленных нарушений в их работе. Но иногда требования ведомства могут быть объективно неисполнимы. Разберемся, что делать управляющей организации, если она получила такое предписание.

Проверьте полученное предписание на принципы законности и исполнимости 

Общие требования к выдаче предписаний содержатся в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 90 № 248-ФЗ, надзорный орган в случае выявления нарушений обязательных требований выдаёт предписание контролируемому лицу. 

Предписание – это акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля. Оно содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. 

Предписание является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства. Два главных принципа, которым должен соответствовать такой документ, – это: 

  1. Законность. Предписание должно быть выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об их устранении. 
  2. Исполнимость. Предписание носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за превышение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить нарушение в указанный срок. 

Предписание содержит чёткие, простые и однозначные формулировки 

Помимо исполнимости и законности, предписание должно соответствовать и другим, дополнительным требованиям, которые содержатся в судебной практике Верховного Суда РФ, например, в определении от 22 мая 2017 года № 309-КГ17-4669 по делу А07-6666/2016

  • положения предписания не могут быть взаимоисключающими; 
  • формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; 
  • изложение требований должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами; 
  • предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. 

Например, суд признал неисполнимым предписание Государственной Жилищной Инспекции, обязавшего управляющую организацию исключить из размера платы услугу «противопожарные мероприятия МКД», которой в ней и так не было (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 января 2022 года по делу № А41-8320/2021). 

Судебная практика, в которой инстанции признавали предписание надзорного органа неисполнимым 

Основания, согласно которым предписание признаётся неисполнимым, содержатся в судебной практике: 

  • Предписание возлагает на управляющую организацию обязанность, которая не предусмотрена законодательством, например, содержать радиатор, не входящий в состав общего имущества (постановление Двадцать первого ААС от 25.05.2021 по делу № А83-6955/2020); 
  • Требование, по которому выдано предписание, касается периода за пределами срока исковой давности, в том числе о перерасчёте платы за жилищно-коммунальные услуги (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.2021 по делу № А57-770/2020). 
  • Надзорный орган не указал действия, которые управляющая организация должна совершить для устранения нарушения или от совершения которых должно воздержаться (постановление Двенадцатого ААС от 22.12.2020 по делу № А57-770/2020). Например, к такому случаю относится требование об устранении нарушений, связанных с обеспечением пожарной безопасности без указания конкретных действий: убрать загромождения, демонтировать дверь и другое. 

Отчитайтесь в надзорный орган о принятых мерах и обратитесь в суд

Исполнимость предполагает, что у лица, которому оно выдано, есть реальная возможность устранить выявленные нарушения в указанный срок. Предписание также должно содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. 

Исполнимость предписания является важнейшим принципом любого предписания надзорного органа: ГЖИ, МЧС, Роспотребнадзора или другого ведомства. При этом управляющие домами должны иметь в виду, что неисполнимое предписание нельзя проигнорировать. В противном случае организацию вполне обоснованно могут привлечь к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ – невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. 

Исходя из практики взаимодействия с различными надзорными инстанциями советуем управляющим домами, получившим заведомо неисполнимое требование: 

  • Уведомить административный орган о принятых мерах, направленных на исполнение выданного «неисполнимого» предписания в установленный срок. Такие меры УО определяет самостоятельно с учётом требования. Допустим, компания получила требование об устранении нарушений, связанных с пожарной безопасностью в доме, без конкретизации необходимых мер. Если в доме есть места, захламлённые вещами жителей, – устраните обнаруженные недостатки и отчитайтесь перед надзорным органом. 
  • Обратиться в суд с требованием о признании предписания незаконным. Это делается по правилам главы 24 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ – путём подачи заявления в арбитражный суд о признании недействительным ненормативного правового акта.
Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий