Кто подписывает акты выполненных работ?

Содержание МКД

Разберем вопрос, у кого управляющая организация должна подписывать акты выполненных работ и оказанных услуг в ситуациях, когда в доме нет председателя Совета многоквартирного дома, он отсутствует или отказывается ставить подпись на этих документах. Узнайте, что делать в таких ситуациях. 

Управляющие организации обязаны подписывать с собственниками акты выполненных работ и оказанных услуг 

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, по договору управления управляющая организация по заданию собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. Факт выполнения таких работ оформляется актом приёмки. 

Форма акта выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ от 26.10.2015 № 761/пр. Нельзя сокращать количество полей и сведений, которые внесены в шаблон акта, а вот дополнить эту информацию, расширить – можно. 

Акт приёмки работ и услуг подписывают: 

  • управляющая организация как исполнитель; 
  • представитель собственников, уполномоченный на такие действия общим собранием. 

Со стороны управляющей организации акты подписывает руководитель с правом единоличной подписи или иное лицо по доверенности. Данные о доверенности нужно указать в акте и быть готовыми предъявить этот документ по требованию надзорных органов. 

В доме есть председатель Совета МКД, наделённый полномочиями подписать акт 

Со стороны владельцев помещений в многоквартирном доме это может быть председатель Совета дома. При этом нужно учитывать, что без доверенности или решения общего собрания собственников никто из собственников помещений не может подписать акт, согласно пункта 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного Кодекса РФ и Федеральный закон от 31.07.2020 № 277-ФЗ

Раньше акты выполненных работ подписывал председатель Совета дома. В Жилищном Кодексе РФ не было условия о том, что на него должны быть возложены такие полномочия. Но после вступления в силу № 277-ФЗ он должен быть наделён этими полномочиями решением ОСС или доверенностями. 

То есть в идеале в доме выбран Совет МКД, у него есть председатель, и собственники на общем собрании наделили его полномочиями подписывать акты приёмки работ и услуг или выдали ему соответствующую доверенность. Такой собственник в установленном договором управления порядке подписывает акты от управляющей организации, а та вносит их в ГИС ЖКХ. 

В доме нет председателя Совета МКД или он не наделён полномочиями 

Но не всегда получается идеальная ситуация. Акт – обязательный документ. Нельзя от него отказаться из-за того, что об акте ничего нет в договоре управления или в доме нет председателя. 

  • Если в доме нет Совета МКД или не выбран председатель. В таком случае эксперты рекомендуют управляющим организациям пропустить поле с подписью такого собственника и сделать в акте отметку, что на дату составления документа председатель и, или Совет МКД не выбраны. Второй совет – собрать подписи двух-трёх владельцев помещений, но не в поле для председателя, а ниже. 
  • Если в доме выбран председатель, но он не наделён полномочиями в соответствии с Жилищным Кодекса РФ. Советуем всё равно подписывать акты у председателя, но с отметкой, что у него нет полномочий. Делать это нужно для случаев, если надзорный орган не вникает в нюансы и требует брать подпись у руководителя Совета МКД в любом случае. Отметка об отсутствии у него прав подписывать эти документы поможет управляющей организации в суде, если по данному вопросу возникнут споры. 

Председатель выбран, но находится в отъезде 

Собственник, возглавляющий Совет дома, может проживать в другом многоквартирном доме, даже в другом городе или стране, и тогда управляющая организация не получит у него подпись. В таком случае компании следует вместе с соседями председателя в свободной форме составить акт об его отсутствии. 

Также можно направить акты почтой с уведомлением, чтобы в суде можно было доказать, что председатель документы не получил. В акте приёмки в таком случае нужно поставить отметки об этом и о том, что в адрес управляющей организации не поступали претензии к качеству работ и услуг. 

Есть вариант, чтобы председатель подписал акты удалённо: направить почтой или, если есть возможность и соответствующее программное обеспечение, по электронному документообороту. Если же уполномоченный собственник отсутствует временно, то он может подписать акты задним числом, сразу за несколько периодов, после возвращения. 

Председатель Совета МКД отказывается ставить свою подпись в актах 

В ситуации когда председатель Совета МКД отказывается ставить свою подпись, собственник должен написать в акте об отказе, составить мотивированное письмо и прописать в нём, к каким именно услугам он имеет претензии. Также эксперт напомнила, что порядок предъявления таких претензий должен быть прописан в договоре управления. 

Если же председатель не хочет даже отметку в акте поставить о том, что отказывается его подписывать, то управляющая организация сама указывает этот факт в акте и собирает подписи двух-трёх других собственников. 

Порядок подписания актов в ТСЖ прописывается в Уставе 

А кто подписывает акты приёмки в ТСЖ, ведь в таких домах нет Совета многоквартирного дома. Советуем этот вопрос отразить в Уставе товарищества собственников. Поэтому вопросы о порядке приёмки работ и услуг и лице, которое будет подписывать акты от собственников, нужно вынести на общее собрание членов ТСЖ. 

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий