Расчет платы за тепловую энергию УО в дому без ОДПУ

Коммунальные услуги

В системе расчёта платы за теплоснабжение много нюансов: учитывается наличие приборов учёта, отопления в местах общего пользования, подключение к централизованным сетям и другие аспекты. Разберемся, может ли поставщик теплоэнергии вести расчёт платы с управляющей организацией по дому без общедомового прибора учета согласно правилам коммерческого учёта. 

Плата за тепловую энергию рассчитывается по Правилам № 1034 и Правилам № 354 

Одна из подмосковных управляющих организаций (далее УО) попала в сложную ситуацию. В трёх домах истёк срок поверки общедомового прибора учета (далее ОДПУ) тепловой энергии. Поставщик ресурса отказался принять их в эксплуатацию после поверки, так как УО не смогла предоставить технические документы на приборы. 

В итоге ресурсоснабжающая организация (далее РСО) выставила в адрес компании счета с завышенными суммами, рассчитанными не по Правилам № 354, а исходя из правил коммерческого учёта, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034. УО должна была заплатить РСО более 6 млн рублей. 

Поскольку УО отказалась платить, поставщик теплоэнергии обратился с иском в суд. Он требовал взыскать с УО всю сумму долга и проценты за неуплату. УО с претензиями не согласилась: расчёт долга произведён некорректно, без учёта Правил № 354, показаний индивидуальных приборов учёта, количества проживающих в квартирах потребителей. 

В отсутствие в доме ОДПУ для расчёта платы за теплоснабжение РСО нужны данные по ИПУ и жителям 

Суды трёх инстанций поддержали требования РСО теплоэнергии, указав, что: 

  • УО получила счета на оплату теплоэнергии под подпись, но не оплатила их. 
  • Спорный объём поставленного ресурса возник в трёх домах, где ОДПУ вышли из строя – истёк их межповерочный интервал. 
  • Когда РСО и УО согласовали поверку счётчиков, она не состоялась: компания не предоставила поставщику теплоэнергии техническую документацию и паспорта на приборы. Без них РСО не приняла ПУ в эксплуатацию. 
  • Поставщик тепла заранее уведомил УО об истечении срока поверки счётчиков, что подтверждают представленные в суд документы. 

В итоге РСО правомерно сделала расчёт платы за теплоэнергию по этим домам с учётом пунктов 115.119 Постановления Правительства РФ № 1034, пунктов 65, 73 приказа Минстроя России от 17 марта 2014 года № 99/пр и договором ресурсоснабжения. 

При этом суд отверг довод УО, что расчёт платы должен вестись по Правилам № 354 – исходя из норматива потребления. Компания не направила поставщику ресурса данные о количестве проживающих в домах потребителей и показания установленных в квартирах ИПУ. Без этих сведений невозможно произвести расчёт платы за теплоснабжение согласно Правилам № 354. Ответчик также не предоставил в суд свой вариант расчёта долга и подкрепляющие такой расчёт документы. 

Поставщик коммунальных ресурсов не может использовать для расчётов в отношении МКД Правила № 1034 

Спор между УО и поставщиком теплоэнергии переместился в Верховный суд России. Управляющая организация по-прежнему настаивала на том, что РСО не вправе производить расчёт платы за теплоснабжение в МКД с применением Правил № 1034. Они противоречат Правилам № 354, по которым должна рассчитываться плата за коммунальные услуги в многоквартирных домах. В такой ситуации нельзя применять метод расчётных тепловых нагрузок на горячее водоснабжение, предусмотренный Правилами № 1034.

Верховный суд РФ услышал эти доводы управляющей организации и в определении от 4 августа 2021 года № 305-ЭС21-9404 опирался именно на них. Так, если коммунальные услуги предоставляются жителям многоквартирного дома, то отношения между потребителями и поставщиком ресурса подпадают под действие жилищного законодательства, согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного Кодекса РФ

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учёта. Если их нет, то согласно нормативам потребления коммунальных услуг по установленным Правительством РФ правилам. Эти правила утверждены Постановление Правительства РФ № 354. 

Как отметил Верховный суд РФ, нельзя возложить на УО как исполнителя коммунальной услуги обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем размере, чем суммы, которые жители дома внесли по счетам РСО при прямых договорах. Размер долга УО при отсутствии или неисправности ОДПУ рассчитывается по Правилам № 354, а не согласно правилам коммерческого учёта № 1034. 

Расчёт платы за теплоснабжение МКД ведётся по формулам из приложения 2 к Правилам № 354 

Разрешая спор по делу, Верховный суд России объяснил, как рассчитывать плату за тепло в случае, если в доме вышел из строя ОДПУ. По общему правилу, в отсутствие общедомового прибора учёта объём коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, складывается из объёма ресурса, потреблённого во всех жилых и нежилых помещениях МКД и на общедомовые нужды. 

В соответствии с Правилами № 354, при расчётах по одноставочному тарифу объём горячей воды за период в жилом помещении с ИПУ определяется по показаниям такого прибора учёта. По квартирам без ИПУ – как произведение количества проживающих в помещении на норматив потребления коммунальной услуги. 

Количество горячей воды, поставленной в дом без ОДПУ на общедомовые нужды, рассчитывается в соответствии с пунктом 17 прилодения 2 к Правилам № 354: как произведение норматива потребления горячей воды на ОДН на общую площадь помещений в составе общего имущества. 

При двухкомпонентном тарифе – за теплоноситель и за энергию для подогрева – расчёт производится согласно пунктам 26, 27 приложения № 2 к Правилам № 354. 

Для корректного расчёта платы по нормативу РСО должна запросить у УО показания ИПУ и данные по жителям 

Разбирая спор УО и РСО, Верховный суд России указал, что поставщик теплоэнергии для расчёта долга ответчика должен был применять: 

  • нормативы потребления;
  • показания установленных в домах ИПУ; 
  • данные о количестве проживающих в квартирах; 
  • общей площади помещений, которые относятся к общему имуществу МКД. 

УО предоставляла суду такие данные, но три инстанции их отклонили, считая разрозненными и несистематическими. К тому же ответчик не сделал свой контррасчёт на основании этих данных. 

Верховный суд РФ посчитал выводы коллег ошибочными: они должны были обязать РСО рассчитать суммы долга на основании норм Правила № 354 с использованием данных, которые предоставил в ходе разбирательства ответчик. Если у поставщика ресурса не было необходимых сведений, он обязан был запросить их в УО, в том числе при подписании договора. 

РСО неправомерно включила в договор ресурсоснабжения условие о расчётах платы на основании тепловых нагрузок при отсутствии ОДПУ, хотя знала, что должна применять Правила № 354. К тому же ещё и обратилась в суд с требованием, основанным на этом незаконном расчёте. Для истца было очевидно, что нельзя применять Правила № 1034, а данные для расчёта долга по Правилам № 354 он мог запросить у УО. 

ВС РФ отменил решения нижестоящий инстанций и направил дело на новое рассмотрение с учётом сделанным им выводов. 

На заметку 

Верховный суд России защитил управляющую организацию от незаконных действий поставщика теплоэнергии. РСО знала, что должна использовать в отношениях с компанией Правила № 354, но даже в договор внесла нормы расчёта из Правил № 1034, не применимых к оказанию коммунальных услуг в многоквартирном доме. 

Расчёт платы за теплоснабжение многоквартирного дома – сложный вопрос. За последние три года система расчётов несколько раз менялась и дополнялась по требованиям Конституционного Суда РФ. К тому же из всех коммунальных услуг только в отношении теплоснабжения общедомовые нужды остались в их составе, а не переведены в жилищные услуги как коммунальный ресурс на содержание общего имущества.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий