Изменения в работе с персональными данными с сентября 2022 года

Законодательство в сфере ЖКХ

Все организации работают с персональными данными. Даже если компания не работает с клиентами ‒ физическими лицами, она обрабатывает персональные данные сотрудников.

Ошибки в работе с персональными данными грозят привлечением к административной ответственности в виде больших штрафов по статье 13.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Федеральным законом от 14 сентября 2022 года № 266-ФЗ внесены изменения в Закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Часть изменений вступили в силу с 1 сентября 2022 года, другие будут применяться с 1 марта 2023 года. Разберем ключевых изменения в Законе о персональных данных, которые нужно учесть в работе.

Уведомление об обработке персональных данных

Одно из самых обсуждаемых изменений с 1 сентября 2022 года касается включения операторов в реестр Роскомнадзора.

Еще с начала действия Закона № 152-ФЗ действует правило, что до начала обработки персональных данных оператор обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении. Это следует из статьи 22 Закона № 152-ФЗ. Ранее в данном требовании было множество исключений, например, если персональные данные обрабатываются в соответствии с трудовым законодательством или в случае обработки персональных данных клиентов, когда информация нужна исключительно для заключения и исполнения договоров.

С 1 сентября из Закона № 152-ФЗ исключают большинство случаев, когда компаниям не нужно уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обрабатывать персональные данные.

Операторы вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа обработку персональных данных:

  • включенных в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • в случае если оператор осуществляет деятельность по обработке персональных данных исключительно без использования средств автоматизации;
  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В остальных случаях уведомление обязательно, соответственно, после 1 сентября 2022 года практически все организации должны быть включены в реестр Роскомнадзора.

Также законотворцы скорректировали требования к содержанию уведомления. Если данные будут обрабатываться оператором в разных целях, то для каждой из них понадобится указать:

  • категорию данных и их субъектов;
  • правовое основание обработки;
  • перечень действий с данными и способы их обработки.

В законе закрепили, что формы уведомлений устанавливаются Роскомнадзором. В настоящий момент действует рекомендованная форма, согласно Приложение 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 30 мая 2017 года № 94.

Порядок подачи уведомления не поменялся. Его можно подать на бумажном носителе или в виде электронного документа. Чаще всего уведомление подается через портал персональных данных на сайте Роскомнадзора.

Обратите внимание, сохранено положение о том, что в случае изменения сведений оператор обязан уведомить об этом Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней с даты возникновения таких изменений. Если ваша организация уже включена в реестр, то рекомендуем проверить направленные сведения и скорректировать их в соответствии с требованиями законодательства. Например, в уведомлении указана цель обработки, связанная с осуществлением деятельности в соответствии с уставом и не указана цель − соблюдение требований трудового законодательства. Ранее эту цель можно было не указывать, так она попадала под исключения, но после 1 сентября информацию в уведомлении необходимо скорректировать.

Политика обработки персональных данных

Нововведения с 1 сентября затрагивают содержание и порядок работы с основным документом организации по данному направлению – политику оператора в отношении обработки персональных данных.

С 1 сентября 2022 года в соответствии со статьей 18.1 Закона № 152-ФЗ документ должен включать:

  • категории и перечень данных, категории субъектов персональных данных для каждой цели обработки;
  • способы и сроки обработки и хранения данных;
  • порядок уничтожения персональных данных.

В законе отдельно отметили, что документы по персональным данным не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, а также возлагающие на операторов не предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности.

Рекомендуем пересмотреть документы по персональным данным и актуализировать их в соответствии с новыми требованиями законодательства.

Еще одно изменение затронет организации, которые собирают персональные данные пользователей в интернет. Документ по работе с персональными данными должен быть опубликован на сайте. В настоящий момент у большинства организаций документ уже опубликован таким способом. Это связано с тем, что оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных. Если же оператор, собирающий данные на сайте, обеспечивал иным образом доступ к документу, например он был размещен на информационном стенде в офисе организации, то в соответствии с новыми правилами его необходимо продублировать на сайт, где осуществляется сбор информации.

Требования к договору, в связи с заключением или исполнением которого обработка персональных данных возможна без согласия субъекта

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, если обработка персональных данных необходима для заключения или исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем является субъект, согласие на обработку не требуется.

Установлены новые требования к таким договорам. Документ не может содержать:

  • положения, ограничивающие права и свободы субъекта;
  • случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законом;
  • положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных.

Такие условия не будут недействительными, но при их включении в договор для обработки персональных данных будет требоваться отдельное согласие субъекта, несмотря на то что обработка будет необходима для заключения или исполнения договора.

Сбор персональных данных

Операторам запретили отказывать гражданину в услугах, если он не хочет предоставлять биометрические сведения или соглашаться на обработку персональных данных, если по закону получать согласие на нее необязательно. Этот пункт прописан в части 3 статьи 11 Закона № 152-ФЗ.

Обратите внимание, с 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения не только в Законе о персональных данных, но и в Законе о защите прав потребителей. По новым требованиям продавец не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные. При этом существует исключение, если обязанность предоставления такой информации предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем, согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите прав потребителей. В случае нарушения указанных требований организация может быть привлечена к административной ответственности по части 7 статьи Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Если потребитель потребует объяснить, почему из-за непредставления персональных данных ему отказали в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора, ответить нужно в течение 7 дней, при устном запросе — незамедлительно.

Еще одно нововведение по сбору персональных данных касается ситуаций, когда информация о субъекте получена оператором от третьего лица. С 1 сентября, помимо указания источника получения информации и целей обработки, оператор должен известить субъекта о перечне полученной информации, в соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 18 Закона № 152-ФЗ

Согласие субъекта на обработку персональных данных

В новой редакции Закона № 152-ФЗ отмечено, что согласие на обработку персональных данных должно быть не только конкретным, информативным и сознательным, но и предметным и однозначным, согласно части 1 статьи 9 Закона № 152-ФЗ. На настоящий момент ни в законе, ни в судебной практике нет точного определения этих понятий. Мы считаем, что таким нововведением законотворцы уточнили, что формулировки в согласии должны быть четкими, конкретными и понятными.

Рекомендуем пересмотреть формы согласий на обработку персональных данных в организации и исключить из них абстрактные формулировки.

Обработка персональных данных третьим лицом

Если оператор поручает обработку персональных данных третьему лицу, то в поручение, помимо прежних условий, согласно части 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, с 1 сентября 2022 года необходимо включать:

  • перечень персональных данных;
  • условие, что при сборе персональных данных обработчик должен использовать базы данных, находящиеся на территории РФ, согласно части 5 статьи 18 Закона № 152-ФЗ;
  • обязанность обработчика об исполнении требований статьи 18.1 Закона № 152-ФЗ;
  • обязанность обработчика предоставлять по запросу оператора (в течение срока действия поручения) документы и иную информацию, подтверждающие принятие мер и соблюдение требований Закона № 152-ФЗ.

Использование данных иностранными лицами

Статья 1 Закона № 152-ФЗ дополнили частью 1.1, где отмечено, что его положения в том числе распространяются на иностранных юридических и физических лиц, которые обрабатывают персональные данные граждан Российской Федерации.

Также с 1 сентября в случае передачи иностранному юридическому или физическому лицу персональных данных для обработки ответственность несут как оператор, так и обработчик персональных данных, в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.  

Ответ оператора на запрос субъекта и Роскомнадзора

Одной из обязанностей оператора является предоставление субъекту информации относительно обработки его персональных данных. При этом в законе не было определенности относительно формы ответа на запрос.

В новой редакции Закона № 152-ФЗ разъяснили порядок предоставления субъекту информации, касающейся обработки его персональных данных в части 3 статьи 14 Закона № 152-ФЗ.

Ответ предоставляется в той же форме, в которой был представлен запрос, например по электронной почте, за исключением случаев, когда субъект указывает в запросе иную форму предоставления информации. 

Сокращены сроки ответов оператора на запросы субъекта персональных данных и Роскомнадзора.

Сведения предоставляются в течение 10 рабочих дней с момента запроса, при этом срок может быть продлен, но не более чем на 5 дней и при направлении мотивированного уведомления, с указанием причин несвоевременного предоставления информации, согласно статьи 20 Закона № 152-ФЗ.

Порядок действий оператора в случае утечки персональных данных

В новой редакции Закона № 152-ФЗ подробно определен порядок действий оператора в случае установления факта неправомерной или случайной передачи персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов в статье 21 Закона № 152-ФЗ.

В течение 24 часов оператор должен зафиксировать произошедший инцидент и сообщить в уполномоченный орган следующую информацию:

  • факт произошедшего инцидента;
  • предполагаемые причины;
  • информацию о предполагаемом вреде, нанесенном субъектам персональных данных;
  • информацию о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента;
  • сведения о лице, уполномоченном оператором на взаимодействие с уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, по вопросам, связанным с выявленным инцидентом.

В течение 72 часов оператор должен провести внутреннее расследование и представить в уполномоченный орган информацию о его результатах, а также сведения о лицах, действия которых стали причиной инцидента, в случае их выявления.

Особенности обработки персональных данных, разрешенных для распространения

К персональным данным, разрешенным для распространения, относится информация, на распространение которой субъектом дано отдельное согласие. Правила работы с такой информацией определены в статье 10.1 Закона № 152-ФЗ. В ней же предусмотрены исключения для органов, на которых данные правила не распространяются.

В новой редакции перечень органов расширен. Теперь требования не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством РФ на государственные органы, муниципальные органы, а также на подведомственные таким органам организации функций, полномочий и обязанностей.

Какие изменения вступят в силу с 1 марта 2023 года

Ряд изменений вступит в силу с 1 марта 2023 года. Это:

1. Трансграничная передача персональных данных

Оператор перед началом трансграничной передачи персональных данных должен будет уведомить Роскомнадзор о своем намерении. Ведомство, в свою очередь, может запретить или ограничить предоставление персональных данных иностранцам, согласно статьи 12 Закона № 152-ФЗ.

2. Уведомление об обработке персональных данных

Изменяется срок уведомления Роскомназора в случае, если изменились сведения, ранее представленные в уведомлении об обработке персональных данных. Проинформировать нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли изменения, в соответствии с частью 7 статьи 22 Закона № 152-ФЗ.

Изменения в Законе № 152-ФЗ существенно влияют на текущую работу. Необходимо провести аудит внутренних документов по данному направлению, уведомить Роскомнадзор в случае, если организация еще не состоит в реестре, учесть и применять новые требования к сбору персональных данных.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий