Разберемся, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию.
Законотворчество
Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Жилищного Кодекса РФ;
- Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
- Федерального Закона от 30 декабря 2009 года №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений»;
- Федерального Закона от 23 ноября 2009 года №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
- Федерального Закона от 21 июля 2014 года №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
- «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491;
- «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491;
- «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354;
- «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ от 28 марта 2012 года №253;
- Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ»;
- «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290;
- «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ от 15 мая 2013 года №416;
- «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ от 14 мая 2013 года №410;
- «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110;
- «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170;
- «Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖИ субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России от 28 октября 2014 года №657/пр.
Предмет лицензионного контроля
Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно представленным выше документам, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:
- информация об осуществляемой деятельности;
- предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований;
- принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.
Итак, согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110, под лицензионными требованиями понимают:
Соблюдение предписаний, указанных в части 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, согласно которым управляющая организация при управлении многоквартирным домом берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
- предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном домом;
- обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания;
- гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов, установленных Правительством РФ.
Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая организация по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
- выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению многоквартирным домом;
- оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- предоставлять коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома;
- осуществлять иную согласованную с собственниками помещений многоквартирного дома деятельность для улучшения управления.
Соблюдение предписаний, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного Кодекса РФ, включает в себя:
- требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных части 10 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению;
- наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата.
Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом.