Профилактические надзорные мероприятия

ГЖИ

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ ввёл в контрольно-надзорную деятельность обязательные профилактические мероприятия. Какие виды таких мероприятий существуют? Как они проводятся? Может ли надзорный орган по  итогам профилактических мероприятий наказать компанию? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. 

Виды профилактических контрольно-надзорных мероприятий 

Профилактические контрольно-надзорные мероприятия приобрели особую актуальность в период действия моратория на плановые и почти все внеплановые проверки. Но даже в отсутствие такого запрета в России наблюдалась тенденция к сокращению проверок: если в 2019 году надзорные органы провели 1,5 млн проверок, то в 2021 году – уже 882 тысячи. 

Это стало возможным в том числе благодаря расширению перечня профилактических инструментов контрольно-надзорной деятельности. Согласно части 1 статьи 44 № 248-ФЗ, такие контрольно-надзорные мероприятия необходимы, чтобы проверяемые знали об обязательных требованиях к их деятельности, добросовестно их соблюдали и не создавали условия и причины для их нарушений. 

Такие мероприятия включаются в программу профилактики рисков причинения вреда и обязательны для всех контрольно-надзорных органов. Виды  приведены в ч. 1 ст. 45 № 248-ФЗ. К профилактическим мероприятиям нарушений относятся: 

  • информирование; 
  • обобщение правоприменительной практики; 
  • меры стимулирования добросовестности; 
  • объявление предостережения; 
  • консультирование; 
  • самообследование; 
  • профилактический визит. 

При этом надзорное ведомство при таких мероприятиях может взаимодействовать с контролируемым лицом только с его согласия или по его собственной инициативе. Если при профилактическом мероприятии орган контроля выявит нарушения или угрозу причинения вреда, то инспектор обязан довести эту информацию до своего руководителя, и именно руководитель принимает решение о проверке по данным фактам. 

Информирование 

Информирование – это рекомендации или разъяснения по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган размещает их на сайте, в СМИ или в личных кабинетах управляющих организаций в ГИС ЖКХ. При этом на сайте ведомства всегда должны быть следующие актуальные сведения и документы: 

  • нормативно-правовые акты, регулирующие государственный контроль в определённой сфере, например, государственный жилищный надзор, и внесённые в них изменения; 
  • перечень документов с обязательными требованиями и информацией о мерах ответственности при их нарушении; 
  • чек-листы для самообследования; 
  • руководства по соблюдению обязательных требований; 
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований и порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; 
  • график плановых проверок; 
  • программа профилактики;
  • перечень сведений, которые надзорный орган вправе запрашивать у проверяемых лиц; 
  • данные о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; 
  • данные о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа; 
  • доклады с обобщением правоприменительной практики; 
  • информация о способах и процедуре самообследования и методические рекомендации по его проведению. 

Примеры публикаций органов ГЖН для информирования управляющих домами вы найдёте на нашем портале: мы периодически делаем подборки рекомендаций и разъяснений надзорных органов в сфере управления и содержания МКД. 

Обобщение правоприменительной практики 

Обобщение правоприменительной практики – это обзоры практики надзорного органа. Они нужны, чтобы сформировать единообразный подход к решению однотипных ситуаций при контроле за работой компаний и выявить типичные нарушения. Также на основе анализа такой практики ГЖИ может разработать предложения по внесению изменений в законодательство о коэффициенте направленного действия. 

Надзорный орган готовит такой доклад не реже одного раза в год. Его утверждает руководитель ведомства, а затем доклад публикуется на сайте. 

Стимулирование добросовестности 

Меры стимулирования добросовестности – это мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Такие мероприятия и порядок оценки прописываются в положении о контроле. Соответствие контролируемого критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трёх лет в зависимости от его категории риска. 

Предостережение о признаках будущих или уже совершённых нарушений 

Орган надзора вправе объявить контролируемому лицу предостережение, если есть сведения о том, что нарушение обязательных требований только готовится или есть признаки уже случившихся нарушений. Такое предостережение должно содержать: 

  • указание на соответствующие обязательные требования; 
  • реквизиты нормативно-правового акта, где такие требования прописаны; 
  • информацию о том, какие конкретно действия контролируемого лица могут привести или приводят к их нарушению; 
  • предложение о принятии мер для соблюдения данных требований. 

В предостережении ведомство не вправе требовать предоставить ему какие-либо сведения или документы. Одновременно с предостережением надзорный орган нужно направить потенциальному нарушителю ссылку на сайт, где размещены инструкции и чек-листы для самообследования по соблюдению обязательных требований. 

Контролируемое лицо при этом вправе подать в надзорный орган возражение в отношении предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения устанавливается положением о виде контроля. 

При этом следует учитывать, что управляющая организация вправе оспорить предостережение в суде, если оно не соответствует действительности и нарушает её права и интересы.

Консультирование по общим вопросам 

Контролируемое лицо вправе записаться на бесплатные консультации в надзорный орган по общим вопросам соблюдения законодательства. На таких встречах разбираются только общие вопросы. Консультирование проводится без оценки конкретного надзорного мероприятия и без взимания платы. 

Должностное лицо надзорного органа может давать консультации по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приёме или в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия. При этом в письменной форме никакой информации после консультирования контролируемое лицо не получит, если не направило соответствующий запрос. 

Самообследование

Самообследование – это добровольная оценка контролируемым лицом того, насколько оно соблюдает обязательные требования законодательства. Такая оценка происходит на сайте органа надзора. Если по итогам такого обследования лицо получило высокую оценку, то оно вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. 

Такая декларация направляется надзорный орган: он регистрирует документ и размещает на своём сайте. Сведения о зарегистрированной декларации контролируемое лицо может использовать в своей продукции. Такой документ действует от одного до трёх лет с момента его регистрации органом контроля. Если при проверке надзорное ведомство выявит нарушения, то данные о декларации аннулируются. 

Профилактический визит 

Профилактический визит нужен надзорному органу для сбора общих сведений о проверяемом лице и отнесения его к категории риска, общения с ним и ответов на его вопросы. Ведомство обязано предупредить о таком визите за пять рабочих дней. 

При этом контролируемое лицо вправе отказаться от такого профилактического мероприятия, уведомив надзорный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. 

По итогам визита составляется акт, но без выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Все разъяснения носят рекомендательный характер. Если инспектор в ходе визита выявил угрозу причинения вреда или ущерба, то он обязан передать эту информацию руководителю. Тот принимает решение о проведении проверки. 

По данным Правительства РФ, на июнь 2022 года на федеральном уровне проведено 130,6 тысяч профилактических визитов. Больше всех таких контрольно-надзорных мероприятий провело МЧС России – 55% от всех контрольных мероприятий этого ведомства. 

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий