- Федеральный закон о надзоре предусматривает семь видов контрольных мероприятий со взаимодействием
- Инспекционный визит к контролируемому лицу для опроса и истребования документов
- Документарная проверка для оценки исполнения обязательных требований и решений органов надзора
- Выездная проверка соблюдения обязательных требований при невозможности это сделать при оценке документов
- Рейдовый осмотр как способ проверить все контролируемые лица на одной территории
Рассказываем о контрольно-надзорных мероприятиях из Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Какие существуют мероприятия, предполагающие взаимодействие надзорных ведомств с контролируемым лицом, и в чём особенность каждого?
Федеральный закон о надзоре предусматривает семь видов контрольных мероприятий со взаимодействием
Перечень контрольно-надзорных мероприятий со взаимодействием инспекторов с проверяемым лицом приведён в части 2 статьи 56 № 248-ФЗ. Он включает семь видов КНМ:
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Следует учитывать, что тот или иной вид контроля может включать не все, а только часть из этих семи КНМ. В соответствии с частью 4 статьи 56 № 248-ФЗ, перечень мероприятий указывается в положении о конкретном виде надзора.
Согласно пункта 28 Положения о госжилнадзоре, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670, ГЖИ при плановом и внеплановом осмотре может использовать инспекционный визит, документарные и выездные проверки.
В пунктах 38, 39 Положения о санэпиднадзора указано, что в зависимости от категории риска контролируемые лица могут попасть под все семь видов КНМ с взаимодействием. Таким образом, УО и ТСЖ следует иметь представление о каждом мероприятии, которые надзорные ведомства могут провести в их отношении.
Инспекционный визит к контролируемому лицу для опроса и истребования документов
Инспекционный визит проводится в филиалах, представительствах, обособленных структурных подразделениях контролируемого лица. Он проходит без предварительного уведомления и не может превышать одного рабочего дня. Контролируемое лицо обязано предоставить инспекторам доступ в помещения и на объекты.
Согласно части 3 статьи 70 № 248-ФЗ, в ходе такого визита инспекторы надзорного органа могут совершать осмотры, опросы и инструментальное обследование, а также:
- получать письменные объяснения;
- требовать документы, которые должны находиться в месте работы контролируемого лица или объекта.
Внеплановый инспекционный визит проводится только по согласованию с прокуратурой. Исключение – поручение президента, кабинета министров или требование прокурора, риск причинения вреда или ущерба гражданам и имуществу, проверка исполнения ранее выданного предписания.
Документарная проверка для оценки исполнения обязательных требований и решений органов надзора
Документарная проверка хорошо знакома УО и ТСЖ – это один из самых распространённых инструментов, которыми пользуются ГЖИ, реагируя на жалобы жителей домов.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц:
- устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности;
- используемые при их деятельности;
- связанные с исполнением обязательных требований и решений контрольного органа.
Также инспекторы вправе рассматривать те документы, которые уже есть у надзорного органа, результаты предыдущих КНМ и дел об административных правонарушениях. Представитель органа контроля вправе потребовать от проверяемого письменные объяснения, а также назначить экспертизу.
Если инспектор приходит к выводу, что сведения в документах недостоверны, то он вправе запросить новую информацию. Контролируемое лицо обязано предоставить её в течение девяти рабочих дней после получения запроса. Но это могут быть только документы, которые относятся к предмету проверки и отсутствуют у органов власти.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и не может длиться более десяти рабочих дней.
Выездная проверка соблюдения обязательных требований при невозможности это сделать при оценке документов
Ещё одно хорошо знакомое управляющим домами КНМ с взаимодействием – выездная проверка для оценки соблюдения обязательных требований и выполнения решений надзорного органа.
Согласно части 3 статьи 73 № 248-ФЗ, она проводится в случае, если ведомство не может оценить эти параметры по документам и имеющимся у него сведениям. В ходе выездной проверки инспекторы могут совершать следующие контрольные действия:
- осмотр и досмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений и истребование документов;
- отбор проб и образцов;
- инструментальное обследование;
- испытание;
- экспертиза;
- эксперимент.
Внеплановые выездные проверки проходят только по согласованию с органами прокуратуры. Исключения те же, что и при инспекционном визите вне плана.
Надзорный орган обязан уведомить контролируемое лицо о своём выезде заранее – не позднее чем за двадцать четыре часа до этого. Ведомство должно направить ему копию решения о выездной проверке. Такое КНМ не может длиться больше десяти рабочих дней.
Рейдовый осмотр как способ проверить все контролируемые лица на одной территории
Рейд проводится в отношении территории или объекта, которыми владеют или пользуются несколько контролируемых лиц, согласно части 1 статьи 71 № 248-ФЗ. Такой осмотр может быть межведомственным, когда проверку проводят сразу несколько надзорных органов. Например, МЧС и Роспотребнадзор могут объединиться для рейда в офисное здание, где работают несколько компаний, в том числе управляющая организация.
При рейде инспекторы вправе проводить все указанные в главе 14 № 248-ФЗ действия для оценки выполнения обязательных требований. При этом отбор проб возможен только в случае, если по-другому оценку соблюдения требований не провести. Взаимодействие с одним контролируемым лицом не может превышать один рабочий день, а весь рейдовый осмотр должен завершиться за десять рабочих дней.
Если при рейдовом осмотре специалисты надзора обнаружат нарушения обязательных требований, то сразу на месте составляют акт в отношении каждого лица, допустившего такое нарушение. Проводить рейд вне плана проверок можно только по разрешению прокуратуры. Исключения из этого правила такие же, как и у других КНМ со взаимодействием.