Разберемся, что изменилось в ГИС ЖКХ с прошлого года, с какими трудностями можно столкнуться при работе в ней и как их решить.
Данные о платёжных агентах
Во вкладке «Платёжные реквизиты» управляющие организации размещают сведения о расчётном счёте и реквизиты банка, которые используют для начисления собственникам платы за жилищно-коммунальные услуги. Если есть платёжный агент, то обязательно надо указать реквизиты его банка и разместить договор. Если платёжных агентов несколько, добавляем всех.
Данные в разделе «Платёжные реквизиты» связаны с платёжными документами, поэтому, если что-то заполнить неверно, в квитанции будут отражены неправильные реквизиты для оплаты. Также для того чтобы расчётный центр мог выставлять платёжные документы, УО должна настроить ему доступ.
Реквизиты специального счёта на капитальный ремонт в этой вкладке размещать не нужно, для них есть отдельная – «Капитальный ремонт». Получателем в ней указывается управляющая организация, а в поле «Кредитная организация» заполняются реквизиты банка.
Договоры управления со всеми обязательными приложениями
В разделе «Договор управления» протокол общего собрания собственников помещений о выборе способа управления размещается со всеми приложениями и без скрытия персональных данных.
Дополнительные соглашения также являются неотъемлемой частью договора управления, их необходимо загружать во вкладке «Дополнительные соглашения». Получается, что, вопреки принципу однократного размещения информации, сведения о дополнительных соглашениях заполняются дважды. Во вкладке «Дополнительные соглашения» их нужно разместить полностью, а в договоре управления – без персональных данных.
Смена владельца спецсчёта на капремонт
Во вкладке «Капитальный ремонт» размещаются:
- решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта,
- данные о спецсчёте,
- договоры по капремонту,
- размеры фондов.
УО и ТСЖ ежеквартально размещают размеры фондов по спецсчёту. А вот размер фонда по лицевым счетам они должны заполнять только в том случае, если собственники приняли такое решение на общем собрании.
Если товарищество заключило договор с управляющей организацией, то с этого дня оно не может оставаться владельцем спецсчёта на капитальный ремонт, им становится УО. Если собственники на общем собрании приняли решение о закрытии старого счёта и открытии нового, то предыдущий счёт закрывается.
Связь с данными Росреестра
Росреестр является поставщиком информации в ГИС ЖКХ. Он размещает сведения о кадастровых номерах помещений, общей и жилой площадях, этажности и типе дома. УО обязана установить связь с этими данными.
Периодически сведения Росреестра обновляются в ГИС ЖКХ. Но до сих пор встречаются ситуации, когда данные по дому отсутствуют или отличаются от информации в технической документации. В первом случае стоит сделать скриншот, подтверждающий, что кадастровые номера не размещены в системе и у УО нет технической возможности установить связь с ними. Такие доказательства могут пригодиться в общении с контролирующими органами.
Если указан неправильный кадастровый номер помещения, есть два способа решить этот вопрос. Первый: УО может сделать скриншот и обратиться в Росреестр с заявлением и документами, чтобы правильный номер внесли в базу данных. Это довольно долгий путь, и он не гарантирует результат: были случаи отказа.
Второй способ: установить связь, даже если информация не актуальна. Данные Росреестра считаются приоритетными, и таким образом УО обезопасит себя. Сообщить в Росреестр об ошибке – право, а не обязанность управляющего недвижимостью. Собственник помещения при желании может сам обратиться с документами в Росреестр.
Непривязка к данным Росреестра может создать препятствия в работе с ГИС ЖКХ. Например, если привязка кадастровых номеров меньше 50%, то провести голосование собственников в системе технически не получится. А также сведения о кадастровых номерах учитываются при автоматическом анализе заполнения ГИС ЖКХ. То есть, если Росреестр не разместил информацию по домам, процент заполнения у управляющей ими компании будет низким.
Изменения в законодательстве по ГИС ЖКХ
Основные документы, регламентирующие заполнение системы, – это:
- Жилищный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»,
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О ГИС ЖКХ»,
- совместный приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ»,
- совместный приказ приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 28 декабря 2015 года № 589/944/пр «Об утверждении Порядка и способов размещении информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и к информации, размещенной в ней».
С 1 января 2021 в приказе №74/114 появился п.21 разд.10. Согласно ему, УО и ТСЖ обязаны по запросу госорганов размещать в системе сведения о долгах жителей за жилищно-коммунальные услуги. Указываются только подтверждённые судебным актом задолженности за период не более 3 последних лет. Предоставить данные по запросу нужно в течение 5 рабочих дней.
Это нововведение стало проблемой для многих компаний. В начале 2022 года УО рассказывали, что получают сотни, а то и тысячи запросов, отвечать на которые вручную нереально.
Обновления функционала системы
До 2022 года все информационные сообщения размещались в одном разделе ГИС ЖКХ. С середины прошлого года в системе произошли изменения. Уведомления о проведении общего собрания собственников и о плановых приостановлениях оказания коммунальных услуг вынесли в отдельные вкладки. Сообщения, которые были загружены в систему до изменений, переносить не нужно.
В июне 2022 года функционал системы был доработан. Решения собственников теперь загружаются отдельно от протокола. Уведомлений об этом обновлении не было, но с февраля сведения о проведённых собраниях надо размещать по-новому.
До 2023 года информация из акта выполненных работ размещалась ежемесячно во вкладке «Фиксация работ и услуг», но загрузить сам документ не было технической возможности. Некоторые ГЖИ требовали прикрепить фото акта выполненных работ. 28 января 2023 года в ГИС ЖКХ добавили поле для загрузки актов. С этой даты их обязательно нужно размещать в системе.