Ранее Государственная Дума выступала с докладом по вопросам ЖКХ, в котором представила три различных варианта развития системы управления многоквартирными домами. Данный доклад был проанализирован Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. В своем ответном письме ведомство подчеркнуло, что действующая модель лицензирования управляющих организаций зарекомендовала себя как эффективная. Однако, по мнению Минстроя РФ, необходимо ужесточить требования к этим организациям, чтобы повысить качество услуг и защиту прав жильцов.
Летом депутаты представили несколько предложений по трансформации рынка управления многоквартирными домами. В числе основных вариантов выделяются три подхода:
1. Прогрессивный – предполагает переход к системе саморегулирования, что позволит управляющим компаниям стать более независимыми и отвечать за свои действия.
2. Альтернативный – включает внедрение института государственных региональных операторов, которые будут контролировать управление жилым фондом, обеспечивая большую прозрачность и ответственность.
3. Консервативный – основан на ужесточении лицензирования УО, что подразумевает более строгие требования к их деятельности.
Эти идеи были направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Ведомство тщательно проанализировало предложенные варианты и представило свои выводы в письме от 7 ноября 2024 года, № 65874-КМ/04.
В официальном письме было указано на ряд критических замечаний к двум основным сценариям – прогрессивному и альтернативному.
1. Прогрессивный сценарий – переход на саморегулирование. Минстрой считает, что саморегулирование, хотя и может выглядеть привлекательно, но не гарантирует наличие необходимой материально-технической базы или квалификации специалистов в управляющих организациях. Более того, статистика показывает, что количество нарушений, допускаемых участниками региональных саморегулируемых организаций (СРО), не меньше, чем у других лицензиатов. Это ставит под сомнение эффективность такой модели управления.
2. Альтернативный сценарий – внедрение института государственных региональных операторов, которые будут контролировать управление жилым фондом. Однако Минстрой РФ предупреждает, что такой подход может привести к монополизации рынка, что в свою очередь негативно скажется на конкуренции и качестве предоставляемых услуг. Упразднение лицензирования потребует серьёзной переработки нормативной базы, что может повлечь за собой правовую неопределённость и дополнительные риски для участников рынка.
В отличие от вышеописанных вариантов, система лицензирования, которая используется на текущий момент является наиболее эффективной для регулирования вопросов управления жилым фондом. Минстрой России, ссылаясь на мнение регионов, подчеркнул, что необходимо не отменять лицензирование, а, наоборот, работать над его совершенствованием. В этом направлении проводится работа, результат которой будет внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
В частности, планируется ужесточение лицензионных требований к управляющим организациям, что, по мнению Минстроя, поможет улучшить качество предоставляемых услуг и повысить уровень ответственности компаний перед жильцами.
Таким образом, позиция Минстроя заключается в том, что сохранение и улучшение системы лицензирования является наиболее рациональным шагом для обеспечения благополучия и комфорта жильцов МКД.