Специалисты в области ЖКХ направили в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России официальный запрос с предложением новой формы отчета для организаций, которые управляют многоквартирными домами. В процессе создания этого документа активно участвовали как представители управленческой сферы многоквартирных домов, так и эксперты, обладающие глубокими знаниями в данной отрасли.
Важным шагом в развитии жилищного законодательства стал законопроект № 651434-8, который был утвержден депутатами в первом чтении. Данный документ предусматривает обязательную ежегодную отчетность управляющих организаций (УО) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) перед жильцами. Согласно этому проекту, Минстрой России утвердит перечень обязательной информации, которую должны будут представить УО и ТСЖ жителям. Профессиональное сообщество, стремясь к более прозрачному взаимодействию с собственниками, направило министерству свое видение того, как должен выглядеть отчет. Об этом сообщила одна из специализированных телеграм-групп.
В письме содержится восемь ключевых принципов, которые должны быть учтены при формировании отчетности, а также конкретная форма отчета, состоящая из девяти разделов с детальными пояснениями и таблицами. В числе обязательных отчетных пунктов оказались основные характеристики многоквартирного дома, информация о размере платы за содержание жилья, а также данные о расчетах с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Кроме того, предусмотрено дополнение отчета различными информационными блоками, такими как:
1. Начисления и оплаты. Этот раздел должен подробно описывать, как формировались начисления для собственников жилья, включая информацию о тарифах, перерасчетах, а также об общей сумме начислений и поступлений за отчетный период.
2. Претензии по качеству услуг и выполнению работ. В этом разделе необходимо предоставить информацию о всех поступивших от жильцов претензиях к качеству предоставляемых услуг, включая обращение по вопросам водоснабжения, отопления, уборки и других коммунальных услуг. Следует также описать меры, предпринятые для их устранения, и результативность этих мер.
3. Объёмы и стоимость текущего ремонта на средства общего имущества (СОИ) за отчётный период. Этот пункт должен освещать проведенные работы по текущему ремонту, указывать на объемы работ, их стоимость и источники финансирования (в том числе средства СОИ).
4. Расходование средств на управление домом, включая работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества. В данном разделе нужно предоставить детализированную информацию о том, как именно были потрачены средства, выделенные на управление многоквартирным домом. Здесь важно отображение расшифровки расходов и предоставление отчетов о выполненных работах.
5. Подтверждение видов, объёмов и стоимости работ, услуг в отчётном году по акту освидетельствования работ (АВР). Данный раздел должен включать в себя акты выполненных работ, что обеспечивает прозрачность и подотчетность перед жильцами. Важно зафиксировать все выполнявшиеся работы и их соответствие заявленным суммам.
6. Формирование фонда капитального ремонта (КР) на специальном счете. Важно указать на источники формирования фонда капитального ремонта, объёмы накопленных средств, а также подробную информацию о планируемых расходах на капремонт и состояниии фонда в отчетный период.
Такой подход к формированию отчётности позволит не только улучшить качество управления многоквартирными домами, но и повысить уровень доверия жителей к управляющим организациям, создаст условия для активного взаимодействия и вовлечения собственников в процессы, касающиеся их жилья. Подобная практика, если она будет реализована, позволит жильцам более осознанно участвовать в управлении своим домом и контролировать расходование средств на содержание и улучшение качества жизни в своих домах.
Стоит учитывать, что информация в отчете должна отличаться от той, что есть в свободном доступе, в ГИС ЖКХ.
Письмо, инициированное Сергеем Пахомовым, главой профильного комитета Государственной Думы России, подчеркивает важность систематизации отчетности УО и ТСЖ. Поскольку данный документ может служить основой для последующих рекомендаций или даже обязательных стандартов, критически важно, чтобы УО и ТСЖ тщательно проанализировали предложенный формат отчетности.