Мы уже не раз говорили о профессиональных стандартах для сотрудников, работающих в аварийно-диспетчерской службе. Разберемся, что такое профессиональный стандарт, чем он полезен управляющей организации и как его внедрить в компании.
Что такое профессиональный стандарт
Понятие «профессиональный стандарт» дано в статье 195.1 Трудового Кодекса РФ согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ. Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ, уточнил термин и ввёл статьи 195.2, 195.3 Трудового Кодекса РФ, которыми были установлены порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения какой-то трудовой функции.
Все профессиональные стандарты строятся по общей схеме, имеют строгую структуру:
- Общие сведения: наименование вида профессиональной деятельности, описание её целей.
- Описание трудовых функций с подуровнями в виде таблицы.
- Характеристика обобщённых трудовых функций с возможным наименованием должности, требованиями к образованию, опыту, умениям и знаниям сотрудника.
- Сведения о разработчиках профессионального стандарта.
Разработка и утверждение профессиональных стандартов
Подробные правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23. В пункте 3 Постановления № 23 указано, что разработчиками проектов таких документов могут быть: объединения работодателей, профессиональные сообщества,
саморегулируемые организации или иные некоммерческие организации с участием профессиональных образовательных организаций.
То есть разработать проект профессионального стандарта могут сами управляющие организации: одна компания либо же объединение – ассоциация или саморегулируемая организация. Все необходимые расходы разработчики берут на себя. Готовый проект направляется в Министерство труда и социального развития РФ, который сначала организует общественные обсуждения документа, а затем отдаёт его на оценку соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Когда заключения по проекту готовы, все документы направляются в экспертный совет, который делает вывод, принять профстандарт, отклонить или отправить его на доработку. Все утверждённые профстандарты вносятся в Реестр Минтруда РФ.
Где найти профессиональные стандарты
Разработка профессиональных стандартов требует больших трудозатрат, поэтому обычно УО пользуются уже готовыми документами. Сегодня существует ряд профессиональных стандартов, полезных управляющим компаниям, в том числе для организации работы аварийно-диспетчерской службы, например: «Диспетчер АДС», «Слесарь-электрик», «Слесарь аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения и водоотведения», «Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования».
Управляющей организации, которая разрабатывает для сотрудников должностные инструкции и внедряет стандарты, пригодятся и другие документы: Специалист по управлению многоквартирными домами, Специалист по управлению жилищным фондом, Специалист по абонентскому обслуживанию потребителей, Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме, Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома и другие.
Внедрение профессионального стандарта
В нормативно-правовых актах не закреплён механизм действий по внедрению профессиональных стандартов организации, поэтому соответствующий регламент работодатель разрабатывает самостоятельно.
Руководителям УО, планирующим внедрить в компании профстандарты, следует применять не все описанные в конкретном стандарте требования, а только те трудовые функции, которые нужны в организации. Именно они включаются в трудовой договор и должностную инструкцию работника, согласно статье 15 Трудового Кодекса РФ.
Чтобы правильно выбрать нужные трудовые функции и требования к сотруднику из профстандарта, управляющей организацией следует в первую очередь определить, для чего нужна та или иная должность в организации. После этого делается выборка подходящих профессиональных стандартов и отбор компетенций для сотрудника конкретной компании. Например, лишним будет требовать от диспетчера аварийно-диспетчерской службы навыков и знаний по аварийному обслуживанию лифтового оборудования, если организация управляет домами без такого оборудования.
Чтобы внедрить в компании профессиональный стандарт, мы советуем:
- Сформировать рабочую группу из представителей ключевых подразделений управляющей организации и назначить её руководителя.
- Составить план работы такой группы.
- Провести корпоративный семинар и ознакомить работников с этим планом, с понятием профессиональный стандарт и их значением для компании.
- Реализовать план: составить список необходимых профессиональных стандартов, проанализировать их и утвердить перечень несоответствий профстандартам документов компании: штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров, локальных актов.
- Определить перечень мероприятий по обучению сотрудников и повышению их квалификации.
- Представить результаты деятельности рабочей группы руководителям компании на рассмотрение и утверждение.
Затем руководители управляющей организации должны решить, кто и в какие сроки будет реализовывать перечень, который составила рабочая группа.
Зачем использовать и внедрять профессиональные стандарты
Согласно статье 195.3 Трудового Кодекса РФ, характеристики, которые содержатся в профессиональных стандартах, управляющая организация может применять как основу для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых функций.
Профстандарты помогут руководителю управляющей организации определить обязанности для конкретной должности, описать требования к ним и зафиксировать их в трудовом договоре и должностной инструкции. Таким образом управляющая организация избежит дублирования функций у разных сотрудников, определит направления обучения и составит программы аттестации.
Каждый профессиональный стандарт управляющая организация должна рассматривать в разрезе собственной организации, включая и требования к сотруднику. Например, состав трудовых функций диспетчера АДС будет продиктован техническими характеристиками обслуживаемого жилищного фонда и тем, как организована работа аварийно-диспетчерской службы.
Так на перечень требований к сотруднику влияют и методы работы в подразделении. Знания и навыки сотрудников АДС с бумажными журналами и проводным телефоном будут разительно отличаться от состава требований к диспетчерам, которые используют в работе современные технологии, например, сервис «АДС365» для оптимизации и автоматизации аварийно-диспетчерской службы.