С осени текущего года функционирование системы мониторинга и контроля аварий в комплексе отраслей экономики, обеспечивающем функционирование жилых зданий и направленном на создание безопасного, удобного и комфортабельного проживания или нахождения потребителей доступно на территории всех регионов Российской Федерации. Кроме прочего, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства страны в настоящее время запланировано плавное интегрирование такого нововведения с уже привычной и хорошо зарекомендовавшей себя Государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Функционирование нововведения
Работоспособность системы мониторинга и контроля аварий (МКА) в ЖКХ в тестовом режиме была проверена два месяца назад на территории самых первых пилотных субъектов – Якутии, Калининградской и Сахалинской, Нижегородской областей, с последующим присоединением Санкт-Петербурга, Московской и Саратовской областей. Исходя из полученных аналитических данных, протестированная МКА ЖКХ вполне успешно фиксирует любые сбои, которые способны возникать в процессе работы систем, связанных:
- с отоплением;
- с газоснабжением;
- с водоотведением;
- с водоснабжением;
- с электроснабжением;
- с эксплуатацией помещений.
Сбор полученной информации осуществляется единым ситуационным центром, благодаря чему обеспечивается постоянный и максимально эффективный контроль процесса ликвидации любых аварийных ситуаций, определение степени износа сетей и выявление объектов, нуждающихся в полной замене или ремонтных мероприятиях.
Особенности системы
В условиях тестового режима система функционировала на протяжении почти восьми недель, что позволило:
- Полностью завершить все запланированные на этот период организационные работы, связанные с информационным обменом между субъектами Российской Федерации.
- Эффективно отработать и грамотно наладить абсолютно все рабочие процессы, которые необходимы для бесперебойного функционирования МКА в системе ЖКХ.
Если на сегодняшний день в число операторов, поставляющих такие данные, а также успевших успешно подключиться к этой системе, входит чуть более семисот муниципальных образований, а также две сотни организаций, поставляющих потребителям ресурсы, то в ближайшее время их количество, скорее всего, будет неуклонно возрастать.
Мнение специалистов
Анонсированный Министерством строительства и ЖКХ России полный переход на получение информационных данных посредством единой мониторинговой системы, вызвал у специалистов, преимущественно положительный отклик. Особое внимание в этом плане уделяется ежедневным уведомлениям, предоставляемым в автоматическом режиме и касающимся полноты, а также корректности данных.
По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимира Якушева, многочисленные проблемы качественных показателей и объективности получаемой информации в масштабах огромной страны на протяжении нескольких лет сопровождали сферу жилищно-коммунального хозяйства. В большинстве случаев о работе с точными и объективными цифрами, касающимися состояния региональной инфраструктуры, приходилось только мечтать.
Появление специализированной системы, наряду с грамотными и максимально полными методическими рекомендациями, позволило сегодня обеспечить единство подхода к определению масштабов и серьёзности существующей ситуации. Корректность подробной информации по всем аварийным показателям сделает работу высокоэффективной, оперативной, чёткой и слаженной.
Заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максимом Егоровым было подмечено, что запуск масштабного и такого очень важного проекта произошёл в самые кратчайшие сроки, а благодаря многочисленным поэтапным преобразованиям, отрасль ЖКХ станет более прозрачной и доступной, интуитивно понятной потребителям. Запуском системы решается вопрос своевременного получения информации и реагирования на неё, отслеживания и контролирования всех внештатных ситуаций и проблем в онлайн-формате.
Делаем выводы
Роль оператора МКА отдана Фонду содействия и реформирования сферы ЖКХ (п.п. 1.2, 2.1.6 приказа Минстроя РФ от 04.06.2020 № 305/пр), которым будет оказываться методико-технологическая пользовательская поддержка, что немаловажно с точки зрения эффективности функционирования новой системы. Своевременное предоставление всей информации позволит сформировать рейтинг аварийности для определения приоритетных инвестиционных проектов с целью модернизации устаревших сетей и реконструкции пришедших в негодность систем. Кроме этого, неоспоримым преимуществом можно считать и разграничение таких терминов, как «АВАРИЯ» и «ИНЦИДЕНТ», которые до последнего времени имели разное толкование в регионах и предполагали разное время решения.