Законодательство РФ готовит проект нормативно-правового акта о гарантирующих управляющих организациях. Разберемся, какие дома и на каких условиях гарантирующие управляющие организации получат в лицензию.
Гарантирующая УО и дома в управлении
Осенью 2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ вынесло на общественное обсуждение проект «Стратегии строительной отрасли и ЖКХ – 2030» с прогнозом до 2035 года. Именно в этом документе озвучена идея создать гарантирующие управляющие организации. В первоначальной версии документа речь шла о «региональных операторах по управлению жильём».
В декабре 2021 года директор Департамента по развитию жилищно-коммунального комплекса Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ Олеся Лещенко рассказала о смысле идеи «гарантирующих управляющих организаций». Она отметила, что муниципалитеты не могут решить проблему поиска компаний для старого нерентабельного жилищного фонда. Рисков от управления такими домами для управляющей организации больше, чем возможной пользы.
На открытых конкурсах для таких многоквартирных домах нет заявок, а временную компанию органам местной власти назначить не из кого. Именно для такой ситуации Министерство планирует создавать гарантирующие управляющие организации. Согласно проекту Стратегии, гарантирующая УО должна стать инструментом управления брошенными, ветхими и расположенными в удалённых местах домами.
Кто и как будет выбирать гарантирующую УО
Гарантирующей компанией станет уже действующая в регионе организация, которая победит на открытом конкурсе, а сам конкурс станет региональным. Полномочия местных органов самоуправления по его проведению и назначению временных УО прекратятся.
По мнению авторов инициативы, эти изменения принесут пользу всем участникам процесса управления домами: жителям, УО и органам власти. Например, субъект РФ:
- сможет сделать содержание домов экономически более выгодным – объединить на торгах дома из нескольких муниципалитетов;
- будет вправе выдать УО субсидию, если ставки платы не хватит на необходимые работы по содержанию дома;
- установит конкурсные требования к штату и к материально-технической базе, которые нужны, чтобы обслуживать многоквартирный дом.
В ноябре 2021 года временно исполняющий обязанности главы администрации Тамбовской области Максима Егорова рассказал, что регион станет пилотной площадкой для апробации этой схемы работы. Он будет первым субъектов в России, где выберут гарантирующую УО для работы в ветхих домах и многоквартирных домах без управления.
В итоге, как отметила Олеся Лещенко, из отдельных нерентабельных многоквартирных домах в муниципалитетах будут формироваться выгодные для УО зоны для управления сложным жильём.
Нормативно-правовой акт о работе гарантирующих УО
В апреле 2022 года Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ представил доработанный проект «Стратегии развития строительства и ЖКХ». В пункте 3 о развитии сферы управления жилищным фондом прописано, что гарантирующая УО – «это инструмент повышения эффективности эксплуатации многоквартирных домов путём трансформации института “временной управляющей организации”».
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ Павел Качкаев в августе анонсировал, что работа над проектом соответствующего нормативно-правового акта закончится в сентябре-октябре 2022 года. В документе будет прописана компенсация компаниям выпадающих расходов, правила проведения конкурса для отбора гарантирующей управляющей организации, обязанности победителя отбора.
«Работать гарантирующие управляющие организации будут по принципу «гарантирующего поставщика», то есть оказывать свои услуги всем собственникам или же представителям собственников многоквартирных домов, которые захотят к ним обратиться», – рассказал Павел Качкаев. – «Ответственность за возможные просчёты в работе они будут нести непосредственно перед руководством города или региона».
Какими домами будут управлять ГУО
Проект «Стратегии развития-2035» предполагает, что «не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию новостройки» власти региона должны будут назначить для неё гарантирующую управляющую организацию.
Специалисты считают, что такая инициатива лишает собственников возможности выбора УО: есть вероятность, что их «привяжут» к гарантирующей компании минимум на год. Также существует опасение, что органы власти захотят поддержать гарантирующие управляющие организации, отдавая им новостройки.