- Выбор управляющей организации и управление домами после отказа в продлении лицензии
- Правила проведения ОСС, кворумы по отдельным вопросам и полномочия председателя Совета МКД
- Закупки материалов, ремонт домов-памятников и МКД, построенных поэтапно
- Единые требования к тишине в МКД, отмена Правил № 170 и перевод жилых помещений в статус нежилых
- Новый поставщик информации в ГИС ЖКХ и мобильное приложение
- Размер пеней и неустоек при задолженности и предоставление субсидий на оплату ЖКУ
- Платёжные документы, перерасчёты при временном отсутствии в квартире и повышающие коэффициенты
Читайте, какие нормативно-правовые акты в жилищно-коммунальное сфере изменились к концу первого полугодия 2023 года. В работе у законодателей ещё множество инициатив в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Выбор управляющей организации и управление домами после отказа в продлении лицензии
Перелицензирование стало одним из главных событий I полугодия 2023 года. Не все компании благополучно продлили лицензии. Для урегулирования сферы управления домами в такой ситуации депутаты Государственной Думы РФ разработали и уже приняли в первом чтении законопроект № 321568-8 с изменениями в части 3 статьи 199 Жилищного Кодекса РФ.
Организации, которые не прошли перелицензирование, продолжат управлять многоквартирным домом в соответствии со статьей 200 Жилищного Кодекса РФ до смены способа управления домом, выбора новой компании на общем собрании собственников или на конкурсе, до назначения временной управляющей организации.
Ещё один проект нормативно-правовой акт, важный для управляющих организаций, – законопроект № 201813-8. В нём прописан запрет на смену управляющей организации чаще одного раза в год, если на это нет уважительной причины. Документ также принят в первом чтении.
Правила проведения ОСС, кворумы по отдельным вопросам и полномочия председателя Совета МКД
В течение шести месяцев обсуждались многочисленные инициативы по изменению нормативно-правовых актов о проведении общих собраний собственников. Часть из них сразу была отклонена. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы РФ находятся законопроекты:
- № 265996-8, нормы которого ужесточат требования к проведению и оформлению результатов общих собраний в многоквартирном доме. Например, итоги общего собрания собственников будут доводиться до всех помещений путём их размещения в местах общего доступа с расшифровкой результатов по квартирам.
- № 285045-8 – его авторы предлагают для борьбы с подделкой протоколов собрания ввести обязательную идентификацию администраторов, в том числе юридических лиц. Документ принят в первом чтении.
- № 309789-8 с инициативой изменить статью 40 Жилищного Кодекса РФ и упростить согласование перепланировки квартиры. Авторы документа предложили прописать в части 3, что владельцам квартир не нужно получать согласие собственников при объединении лоджии и комнаты с сохранением подоконного блока.
- № 342275-8 с предложением отменить требование получать на общем собрании согласие всех собственников для уменьшения общего имущества.
Также законодатели предложили дать председателю Совета многоквартирного дома полномочия по решению общего собрания собственников представлять интересы соседей в суде без дополнительных доверенностей.
Закупки материалов, ремонт домов-памятников и МКД, построенных поэтапно
Несовершенство норм законодательства в сфере капитального ремонта также множит инициативы по его изменению и усовершенствованию. В первом чтении приняты законопроект № 253077-8 о централизованных закупках материалов для капитального ремонта МКД и законопроект № 260059-8, уточняющий сроки начала уплаты взносов на капитальный ремонт в домах, построенных поэтапно.
Депутаты предлагают снизить количество голосов, необходимых для принятия на общего собрания собственников решения о проведении капитального ремонта, до квалифицированного большинства: более 50% от всех голосов собственников в доме.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ внёс свои предложения в данной сфере:
- Ввести ряд новых требований к спецсчетам на капремонт и работе с ними. Так, Государственная жилищная инспекция должны будут вести реестры решений ОСС о проведении такого ремонта в домах со специальными счетами. Собственники в свою очередь будут обязаны проголосовать за услуги по строительному контролю.
- Упростить организацию капремонта домов – памятников культурного наследия. Такой ремонт общего имущества будет проводиться по общим правилам за исключением элементов, которые являются предметом охраны.
Единые требования к тишине в МКД, отмена Правил № 170 и перевод жилых помещений в статус нежилых
Одно из главных предложений Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ по изменению жилищного законодательства в сфере содержания и ремонта многоквартирного дома – отменить постановление Госстроя № 170 о правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Ведомство указало, что данный документ устарел и не соответствует действующему законодательству.
На втором чтении находится законопроект № 209283-8 с изменениями в статью 23 Жилищного Кодекса РФ – с новыми правилами процедуры перевода жилого помещения в нежилое. Также законодатели предложили установить на всей территории России единые требования к соблюдению тишины и покоя граждан – с 22:00 до 07:00. Проведение строительных и ремонтных работ возможно с 09:00 до 19:00 в будни с обязательным перерывом с 14:00 до 16:00. Документ принят в первом чтении.
Новый поставщик информации в ГИС ЖКХ и мобильное приложение
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ планирует сделать Росреестр поставщиком информации в систему. Ведомство обяжут напрямую вносить в неё и актуализировать сведения об объектах недвижимости. Срок размещения данных зависит от ситуации – от 24 часов до трёх дней с момента их поступления.
Ещё один проект ведомства, которая касается системы, – приказ с требованиями к функционалу мобильного приложения ГИС ЖКХ. Система и приложение должны направлять в личные кабинеты собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме сообщения о проведении общего собрания собственников, плановом отключении воды, поверке индивидуальных приборов учета и о капитальном ремонте. Обе инициативы находятся на обсуждении и ожидают антикоррупционную экспертизу.
Размер пеней и неустоек при задолженности и предоставление субсидий на оплату ЖКУ
Позитивная для управляющих домами инициатива содержится в законопроекте № 321577-8. Авторы предложили изменить подход к начислению пеней и штрафов на сумму долга УО и ТСЖ перед поставщиками ресурсов. Размер неустойки предложено ограничить таким же образом, как это сделано для граждан-потребителей коммунальных услуг согласно части 14 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ.
Освободить от пеней за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг добровольцев, мобилизованных и контрактников, участвующих в СВО, предложили авторы законопроекта № 242712-8. Документ уже в трёх чтениях и находится на утверждении в Совете Федерации РФ.
Законодатели и эксперты активно обсуждают инициативы в сфере предоставления субсидий на оплату ЖКУ. Часть предложений уже приняла форму проектов нормативно-правовых актов:
- Министерство труда и социальной защиты РФ разработал единый стандарт для предоставления гражданам субсидий за ЖКУ. Он включает форму заявления на предоставление субсидии и определяет перечень документов для её назначения, а решение по услуге необходимо принять в течение десяти рабочих дней. Проект уже получил положительную оценку регулирующего воздействия.
- Депутаты Государственной Думы РФ в свою очередь представили на рассмотрение законопроект № 332581-8. Согласно инициативе, субсидии будут предоставляться должникам при условии, что они заключили соглашение о погашении долга.
Платёжные документы, перерасчёты при временном отсутствии в квартире и повышающие коэффициенты
В сфере предоставления коммунальных услуг и их оплаты есть несколько актуальных законопроектов. В их числе – проект № 324108-8: авторы предлагают изменить статью 157 Жилищного Кодекса РФ. Они считают, что в платёжных документах за жилищно-коммунальные услуги исполнители услуг должны разъяснять причины повышения тарифов выше утверждённого в регионе индекса.
На общественном обсуждении находится проект нормативно-правового акта от Министерство природных ресурсов и экологии РФ с изменениями в Правила № 354. Ведомство предлагает разрешить регионам самим определить, за какой срок и на каких основаниях исполнители коммунальных услуг будут делать перерасчёт платы потребителям при их временном отсутствии в квартире.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ также предполагает внести изменения в Правила № 354, но только для жителей Москвы, не установивших индивидуальных приборов учета при наличии технической возможности. Органы власти столицы получат право увеличить повышающий коэффициент, применяемый при расчётах с такими потребителями.
Государственный Совет Татарстана вместе с депутатами направил в Государственную Думу РФ законопроект № 363942-8 с предложением включить ветки, траву и листья, другие отходы от содержания территорий в состав твердых коммунальных отходов.