Профстандарты диспетчера АДС

Аварийно-диспетчерская служба ЖКХ

С 1 сентября 2021 года Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтруд РФ) обновило профессиональные стандарты диспетчера аварийно-диспетчерской службы (далее АДС).

Три основные функции диспетчера АДС

С 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2027 года действуют профессиональные стандарты для диспетчера АДС утвержденные приказом Минтруда РФ от 18 марта 2021 года № 136н. В большой степени профстандарт повторяет старую версию, а именно приказ ведомства от 25 декабря 2014 года № 1120н. Только в новом приказе диспетчеров разделяют на тех, кто работает только с лифтами, и на тех, кто отвечает за все оборудование и системы МКД.

Трудовые функции диспетчера АДС, согласно новому приказу:

  1. контроль работы лифтов;
  2. контроль работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений;
  3. управление диспетчерской службы.

Для допуска к работе необходимо обязательно проходить предварительные, периодические, внеочередные медицинские осмотры, иметь документы о прохождении независимой оценки квалификации и о наличии группы по электробезопасности не ниже II.

Требования к диспетчеру АДС

В профессиональном стандарте прописаны требования к диспетчерскому контролю за работой лифта. Такой диспетчер нужен организациям, которые управляют многоквартирными домами (далее МКД) с лифтами.

Диспетчером по лифтам может стать человек, который прошел специальное обучение по программе подготовки и переподготовки по профессиям рабочих и служащих. 

Ранее диспетчер АДС должен быть с опытом не менее месяца в данной сфере, сейчас профстандарт исключил данное правило.

Диспетчер АДС по обслуживанию лифтов должен: 

  1. контролировать работу подъёмников в доме с использованием переговорной связи или систем диспетчерского контроля; 
  2. принимать сигналы о работе лифта, которые поступают на пульт;
  3. собирать сведения об авариях на оборудовании и управляет его работой; 
  4. разбираться в лифтовом оборудовании, работу которого он контролирует;
  5. знать свою должностную инструкцию, положение об АДС, инструкцию по охране труда, порядок выдачи ключей от помещений здания и алгоритм учёта неисправностей лифта.

Такой сотрудник ведёт учёт: 

  1. выдачи и возврата ключей от помещений с размещённым оборудованием лифтов, технических и служебных помещений; 
  2. выявленных неисправностей лифтов, инженерного оборудования, оборудования системы диспетчерского контроля. 

Диспетчер должен уметь:

  1. работать с диспетчерским пультом; 
  2. принимать информацию и интерпретировать её;
  3. передавать информацию в сторонние службы; 
  4. вести журнал неисправности лифтов; 
  5. работать с программным обеспечением и оргтехникой, необходимой для выполнения трудовых функций;
  6. использовать весь функционал системы диспетчерского контроля и считывать с неё данные. 

Ещё одна трудовая функция диспетчера по обслуживанию лифтов – это приём и передача заявок о неисправности лифтов специализированной организации. Например, если в остановившемся лифте застряли люди, он должен проинструктировать их, что делать. Специалист должен говорить с людьми, которые находятся в стрессовой ситуации, поэтому немаловажно знать основы психологии. Он обязан легко ориентироваться в действиях, которые требуются при чрезвычайных ситуациях и авариях при эксплуатации лифтов. 

Диспетчерский контроль работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений 

Профессиональный стандарт № 136н ввёл новую обобщённую трудовую функцию диспетчера АДС: контроль не только за лифтами, но и за иными инженерными системами, оборудованием зданий, в том числе МКД. Сюда относятся внутридомовые сети, системы тепло- и водоснабжения. 

Для работы на данной должности диспетчер должен пройти обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и служащих, знать должностные инструкции, правила охраны труда. 

В трудовые обязанности специалиста входят:

  1. мониторинг работы лифтов и внутридомовых инженерных систем (прием и контроль сигналов о работе лифтов, систем теплоснабжения);
  2. передача полученной информации в соответствии с внутренними регламентами;
  3. ведение учёта выдачи и возврата ключей от подвальных, чердачных помещений дома и помещений с оборудованием лифтов;
  4. ведение учёта неисправностей лифтов и внутридомовых инженерных систем;
  5. прием и регистрация заявок о неисправности лифта;
  6. проведение инструктажа застрявших в кабинах граждан;
  7. организация и проверка выполнения заявок на работы по устранению неисправностей лифтов и инженерного оборудования МКД;
  8. выдача заданий персоналу на выполнение работ по ремонту оборудования;
  9. оповещение аварийных служб, органов местного самоуправления и исполнительной власти об аварийных ситуациях и несчастных случаях;
  10. координация действий персонала АДС и экстренных служб; 
  11. фиксация времени остановки и пуска лифтов и инженерного оборудования. 

Диспетчер должен уметь:

  1. работать с поступающими заявками и сигналами систем;
  2. регистрировать, обрабатывать и передавать заявки согласно инструкциям;
  3. разбираться в оборудовании, работу которого он контролирует, его назначении и принципах функционирования;
  4. ориентироваться в алгоритме действий при чрезвычайных ситуациях и авариях, правилах поведения в лифте, владеть основами психологии;
  5. оперативно обрабатывать и передавать полученную информацию по различным каналам связи и направлять работу персонала службы для быстрого устранения неисправностей лифтов и внутридомовых инженерных систем;
  6. быстро обмениваться информацией с экстренными службами и руководителями соответствующих организаций. 

Руководитель АДС 

Третья обобщённая функция из профессионального стандарта № 136н – это управление работой АДС. У специалиста, который занимает данную должность, должен быть как минимум трёхлетний опыт работы в сфере эксплуатации зданий, управления МКД или в должности диспетчера. Это человек должен быть со средним профессиональным образованием по программам подготовки среднего звена. 

Руководитель отвечает за организацию деятельности АДС, контролирует работу сотрудников, координирует взаимодействие с другими службами и органами власти, а также готовит проверки квалификации диспетчеров. 

В обязанности руководителя АДС входит: 

  1. составление графика работы отдела; 
  2. обеспечение сотрудников документами и материалами;
  3. взаимодействие с подрядными компаниями;
  4. подготовка для вышестоящих должностных лиц предложения о поощрениях и взысканиях на своих подчинённых;
  5. мониторинг поступивших заявок и статус их выполнения; 
  6. мониторинг выполнения диспетчерами требований нормативно-правовых актов, внутренних документов и своих должностных обязанностей;
  7. организация совместного действия с оперативными, экстренными службами, органами власти;
  8. организация профессиональной подготовки подчинённых;
  9. мониторинг срока действия сертификатов, подтверждающих квалификацию сотрудников;
  10. проверка компетенции диспетчеров. 

Руководитель АДС должен знать: 

  1. основы трудового законодательства РФ; 
  2. принципы работы системы диспетчерского контроля; 
  3. порядок приёма и контроля выполнения заявок о неисправности лифтов и инженерного оборудования; 
  4. внутренние документы – положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность диспетчеров, их должностные инструкции, нормативную техническую, служебную документацию, инструктивно-методические материалы, порядок действий в случаях аварий или ЧС; 
  5. основы организации труда и управления персоналом, требования охраны труда и порядок ведения отчётности, а также основы организации городского хозяйства; 
  6. требования к порядку подготовки и подтверждения квалификации; 
  7. порядок работы кадровой службы организации и образовательных организаций. 

Заключение 

Профессиональный стандарт № 136/н ввёл новую трудовую функцию диспетчеров АДС, которые отвечают не только за работу лифтов, но и внутридомовых инженерных систем, и изменил требования к опыту работу данных специалистов.

На основе профстандарта руководители управляющих компаний могут разработать должностные инструкции для специалистов и руководителя АДС либо же проверить умения и компетенции работников компании на аутсорсинге. 

В соответствии со статьей 195.3 Трудового Кодекса РФ, характеристики, которые содержатся в профессиональных стандартах, можно применять как основу для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых функций. 

Профстандарты помогут определить обязанности для каждой должности, описать требования и зафиксировать их в трудовом договоре и должностной инструкции. 

Следовательно, руководители управляющих организаций могут избежать дублирования функций у разных специалистов, а также определить направление обучения и составить программу аттестации специалиста.

Оцените статью
Поделитесь статьёй в соц. сетях
Блог о ЖКХ компании «Технология и сервис»
Добавить комментарий