С 1 сентября 2021 года Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтруд РФ) обновило профессиональные стандарты диспетчера аварийно-диспетчерской службы (далее АДС).
Три основные функции диспетчера АДС
С 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2027 года действуют профессиональные стандарты для диспетчера АДС утвержденные приказом Минтруда РФ от 18 марта 2021 года № 136н. В большой степени профстандарт повторяет старую версию, а именно приказ ведомства от 25 декабря 2014 года № 1120н. Только в новом приказе диспетчеров разделяют на тех, кто работает только с лифтами, и на тех, кто отвечает за все оборудование и системы МКД.
Трудовые функции диспетчера АДС, согласно новому приказу:
- контроль работы лифтов;
- контроль работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений;
- управление диспетчерской службы.
Для допуска к работе необходимо обязательно проходить предварительные, периодические, внеочередные медицинские осмотры, иметь документы о прохождении независимой оценки квалификации и о наличии группы по электробезопасности не ниже II.
Требования к диспетчеру АДС
В профессиональном стандарте прописаны требования к диспетчерскому контролю за работой лифта. Такой диспетчер нужен организациям, которые управляют многоквартирными домами (далее МКД) с лифтами.
Диспетчером по лифтам может стать человек, который прошел специальное обучение по программе подготовки и переподготовки по профессиям рабочих и служащих.
Ранее диспетчер АДС должен быть с опытом не менее месяца в данной сфере, сейчас профстандарт исключил данное правило.
Диспетчер АДС по обслуживанию лифтов должен:
- контролировать работу подъёмников в доме с использованием переговорной связи или систем диспетчерского контроля;
- принимать сигналы о работе лифта, которые поступают на пульт;
- собирать сведения об авариях на оборудовании и управляет его работой;
- разбираться в лифтовом оборудовании, работу которого он контролирует;
- знать свою должностную инструкцию, положение об АДС, инструкцию по охране труда, порядок выдачи ключей от помещений здания и алгоритм учёта неисправностей лифта.
Такой сотрудник ведёт учёт:
- выдачи и возврата ключей от помещений с размещённым оборудованием лифтов, технических и служебных помещений;
- выявленных неисправностей лифтов, инженерного оборудования, оборудования системы диспетчерского контроля.
Диспетчер должен уметь:
- работать с диспетчерским пультом;
- принимать информацию и интерпретировать её;
- передавать информацию в сторонние службы;
- вести журнал неисправности лифтов;
- работать с программным обеспечением и оргтехникой, необходимой для выполнения трудовых функций;
- использовать весь функционал системы диспетчерского контроля и считывать с неё данные.
Ещё одна трудовая функция диспетчера по обслуживанию лифтов – это приём и передача заявок о неисправности лифтов специализированной организации. Например, если в остановившемся лифте застряли люди, он должен проинструктировать их, что делать. Специалист должен говорить с людьми, которые находятся в стрессовой ситуации, поэтому немаловажно знать основы психологии. Он обязан легко ориентироваться в действиях, которые требуются при чрезвычайных ситуациях и авариях при эксплуатации лифтов.
Диспетчерский контроль работы лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, инженерного оборудования зданий и сооружений
Профессиональный стандарт № 136н ввёл новую обобщённую трудовую функцию диспетчера АДС: контроль не только за лифтами, но и за иными инженерными системами, оборудованием зданий, в том числе МКД. Сюда относятся внутридомовые сети, системы тепло- и водоснабжения.
Для работы на данной должности диспетчер должен пройти обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и служащих, знать должностные инструкции, правила охраны труда.
В трудовые обязанности специалиста входят:
- мониторинг работы лифтов и внутридомовых инженерных систем (прием и контроль сигналов о работе лифтов, систем теплоснабжения);
- передача полученной информации в соответствии с внутренними регламентами;
- ведение учёта выдачи и возврата ключей от подвальных, чердачных помещений дома и помещений с оборудованием лифтов;
- ведение учёта неисправностей лифтов и внутридомовых инженерных систем;
- прием и регистрация заявок о неисправности лифта;
- проведение инструктажа застрявших в кабинах граждан;
- организация и проверка выполнения заявок на работы по устранению неисправностей лифтов и инженерного оборудования МКД;
- выдача заданий персоналу на выполнение работ по ремонту оборудования;
- оповещение аварийных служб, органов местного самоуправления и исполнительной власти об аварийных ситуациях и несчастных случаях;
- координация действий персонала АДС и экстренных служб;
- фиксация времени остановки и пуска лифтов и инженерного оборудования.
Диспетчер должен уметь:
- работать с поступающими заявками и сигналами систем;
- регистрировать, обрабатывать и передавать заявки согласно инструкциям;
- разбираться в оборудовании, работу которого он контролирует, его назначении и принципах функционирования;
- ориентироваться в алгоритме действий при чрезвычайных ситуациях и авариях, правилах поведения в лифте, владеть основами психологии;
- оперативно обрабатывать и передавать полученную информацию по различным каналам связи и направлять работу персонала службы для быстрого устранения неисправностей лифтов и внутридомовых инженерных систем;
- быстро обмениваться информацией с экстренными службами и руководителями соответствующих организаций.
Руководитель АДС
Третья обобщённая функция из профессионального стандарта № 136н – это управление работой АДС. У специалиста, который занимает данную должность, должен быть как минимум трёхлетний опыт работы в сфере эксплуатации зданий, управления МКД или в должности диспетчера. Это человек должен быть со средним профессиональным образованием по программам подготовки среднего звена.
Руководитель отвечает за организацию деятельности АДС, контролирует работу сотрудников, координирует взаимодействие с другими службами и органами власти, а также готовит проверки квалификации диспетчеров.
В обязанности руководителя АДС входит:
- составление графика работы отдела;
- обеспечение сотрудников документами и материалами;
- взаимодействие с подрядными компаниями;
- подготовка для вышестоящих должностных лиц предложения о поощрениях и взысканиях на своих подчинённых;
- мониторинг поступивших заявок и статус их выполнения;
- мониторинг выполнения диспетчерами требований нормативно-правовых актов, внутренних документов и своих должностных обязанностей;
- организация совместного действия с оперативными, экстренными службами, органами власти;
- организация профессиональной подготовки подчинённых;
- мониторинг срока действия сертификатов, подтверждающих квалификацию сотрудников;
- проверка компетенции диспетчеров.
Руководитель АДС должен знать:
- основы трудового законодательства РФ;
- принципы работы системы диспетчерского контроля;
- порядок приёма и контроля выполнения заявок о неисправности лифтов и инженерного оборудования;
- внутренние документы – положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность диспетчеров, их должностные инструкции, нормативную техническую, служебную документацию, инструктивно-методические материалы, порядок действий в случаях аварий или ЧС;
- основы организации труда и управления персоналом, требования охраны труда и порядок ведения отчётности, а также основы организации городского хозяйства;
- требования к порядку подготовки и подтверждения квалификации;
- порядок работы кадровой службы организации и образовательных организаций.
Заключение
Профессиональный стандарт № 136/н ввёл новую трудовую функцию диспетчеров АДС, которые отвечают не только за работу лифтов, но и внутридомовых инженерных систем, и изменил требования к опыту работу данных специалистов.
На основе профстандарта руководители управляющих компаний могут разработать должностные инструкции для специалистов и руководителя АДС либо же проверить умения и компетенции работников компании на аутсорсинге.
В соответствии со статьей 195.3 Трудового Кодекса РФ, характеристики, которые содержатся в профессиональных стандартах, можно применять как основу для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых функций.
Профстандарты помогут определить обязанности для каждой должности, описать требования и зафиксировать их в трудовом договоре и должностной инструкции.
Следовательно, руководители управляющих организаций могут избежать дублирования функций у разных специалистов, а также определить направление обучения и составить программу аттестации специалиста.