- Строительный контроль капремонта и акты скрытых работ в составе технической документации на МКД
- Забор проб при реализации программы контроля качества воды в многоквартирном доме
- Применение нормативов и показаний приборов учёта в расчётах за ГВС при двухкомпонентных тарифах
- Налогообложение вознаграждения, выплачиваемого членам и председателю Совета МКД
Подборка новых писем Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ узнайте мнение ведомства по вопросам составления актов скрытых работ при проведении капитального ремонта, о точках забора проб для контроля качества воды, о расчёте платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в домах с двухкомпонентными тарифами на горячее водоснабжение и о налогообложении с вознаграждения Совету многоквартирного дома.
Строительный контроль капремонта и акты скрытых работ в составе технической документации на МКД
В сентябре Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ разработало проект изменений в Градостроительный Кодекс РФ, чтобы передать строительный контроль, в том числе в рамках капитального ремонта, государственным органам и учреждениям.
Ранее ведомство разъяснило действующие правила такого контроля, в том числе составления актов скрытых работ. Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного Кодекса РФ, он проводится лицом, строящим дом. При реконструкции и капитальном ремонте на основании договора подряда контроль организует:
- застройщик;
- технический заказчик;
- лицо, ответственное за эксплуатацию здания;
- региональный оператор;
- привлекаемый на основании договора индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Контроль проводится на протяжении всего строительства или ремонта, а не только на финальной стадии, в том числе при выполнении отдельных этапов для составления актов скрытых работ. Такие акты в обязательном порядке включаются в состав документации при приёмке капитального ремонта многоквартирных домов.
Забор проб при реализации программы контроля качества воды в многоквартирном доме
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ в письме от 05.03.2022 № 8900-ОЛ/04 рассмотрело вопрос разработки программы производственного контроля качества воды в многоквартирных домах. Ведомство отметило, что нормы № 416-ФЗ не предусматривают такой обязанности в отношении управляющих организаций и ТСЖ.
В письме от 06.07.2023 № 18379-ОГ/00 ведомство вернулось к этой теме. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем, должны разработать программу производственного контроля качества питьевой и горячей воды.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 № 416-ФЗ, организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, – юридическое лицо, эксплуатирующее централизованные сети, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам.
При этом не во всех домах в составе внутридомовых систем водоснабжения есть оборудованные точки отбора проб воды: их берут в помещениях собственников. Но законодательством не установлена обязанность жителей многоквартирных домов пускать в квартиру представителей УО или иной организации для забора проб.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ также отметило, что «для получения дополнительных сведений, касающихся разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, следует обращаться в адрес Роспотребнадзора».
Применение нормативов и показаний приборов учёта в расчётах за ГВС при двухкомпонентных тарифах
В письме от 09.06.2023 № 16053-ОГ/00 ведомство разобрало правила расчёта платы за горячее водоснабжение при двухкомпонентных тарифах. В таком случае плата за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из суммы стоимости:
- холодной воды, предназначенной для подогрева;
- тепловой энергии, используемой для подогрева.
Согласно пункта 42 Правил № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за горячее водоснабжение для потребителя определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к Правилам № 354.
Объём теплоэнергии, используемой в таком случае на подогрев воды, определяется исходя из норматива. Применение в этих расчётах показаний приборов учёта тепловой энергии законом не предусмотрено. Такое же правило действует и применительно к горячей воде на содержание общего имущества.
Стоимость горячей воды, потреблённой в конкретном помещении и при содержании общего имущества, определяется без применения показаний приборов учёта, измеряющих объём тепловой энергии в такой воде. Исполнитель услуг обязан использовать в расчётах утверждённые нормативы независимо от наличия или отсутствия счётчиков.
Налогообложение вознаграждения, выплачиваемого членам и председателю Совета МКД
1 января 2024 года вступит в силу нормы Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ, которые касаются налогообложения вознаграждения членов Совета МКД. В Налоговом кодексе РФ пропишут, что с таких денег обязательно перечисляются 13% подоходного налога и 30% страховых взносов.
Этой теме Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ посвятило письмо от 23.08.2023 № 22856-ОГ/00.
Ведомство указало, что в силу части 8. 1 статьи 161.1 Жилищного Кодекса РФ, собственники на общем собрании собственников вправе принять решение о выплате вознаграждения членам Совета МКД, в том числе председателю. Собственники вправе выбрать управляющую организацию в качестве уполномоченного лица по сбору и выплате вознаграждения – по аналогии с заключением договора на пользование общим имуществом, согласно пункту 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ.
В указанном случае УО – посредник в расчётах между собственниками и председателем Совета. Она распоряжается деньгами в установленных собранием целях. Между ней и председателем Совета МКД не возникает договорных отношений, в том числе трудовых.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового Кодекса РФ, при определении базы по налогу на доходы физлиц учитываются все доходы налогоплательщика. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового Кодекса РФ, к ним относится и плата за выполнение трудовых и иных обязанностей. Поэтому ежемесячное вознаграждение председателю и членам Совета МКД подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.